image

      Регуляторы устойчивого развития инфраструктурных и транспортно-логистических систем

      Тип статьи:
      Авторская

      Концепция устойчивого развития находит свое отражение во всех сферах жизнедеятельности человека и была сформулирована рабочей группой ООН, в рамках которой была предпринята попытка перейти к комплексному рассмотрению экологических, экономических и социальных аспектов развития во взаимодействии общества с окружающей средой [1, с. 34].

      Устойчивость – это такое отношение между человеческими, экономическими и более крупными динамическими, но обычно медленнее изменяющимися экологическими системами, при которых человеческая жизнь может существовать неопределенно долго, человеческие индивиды могут процветать и человеческие культуры могут развиваться, но при этом результаты действий человека остаются в пределах некоторых границ, с тем чтобы не уничтожать разнообразие сложность (комплексность) и функционирование экологической жизнеобеспечивающей системы [10, с. 98].

      Система параметров устойчивого развития включает технологические, экономические, экологические, социальные и другие возможности и потребности системы взаимодействия окружающей среды и общества [2, с. 58].

      В долгосрочной перспективе развитие экономики должна быть обусловлена принципом устойчивого развития, что предполагает необходимость учета интересов нынешнего и будущего поколений, обеспечение в первую очередь экологических требований. В контексте развития транспортно-логистических систем с их высоким уровнем загрязнения окружающей среды при современном развитии науки и техники, требования устойчивого развития представляются актуальными.

      Основой организационно-экономического механизма обеспечения устойчивого развития инфраструктурных и транспортно-логистических систем экономики региона могут стать регуляторы.

      Общая теория регуляторов, по мнению автора, является междисциплинарной научной проблемой на стыке экономической теории и региональной экономики. С одной стороны, регуляторы являются основой для фундаментальных экономических исследований, с другой стороны – они могут быть практически реализованы в эмпирических исследованиях по развитию инфраструктуры региона и быть частью организационно-экономического механизма программно-целевого управления развитием региона.

      Регуляторы могут выступать в качестве показателей устойчивости социально-экономического развития региона, показывать соответствие параметров развития заданным условиям.

      В количественном выражении регуляторы должны иметь максимально и минимально допустимые показатели, характеризующие предельные показатели устойчивости.

      Внутри диапазона предельных значений регулятора необходимо также выделить сегменты с оптимальными показателями, незначительными и значительными отклонениями в сторону максимально и минимально допустимых предельных показателей устойчивости развития. Отклонение от оптимального уровня устойчивости в пределах диапазона предельной устойчивости соответствует понятию относительной устойчивости. Видов относительной устойчивости регулятора может быть достаточное большое количество, в зависимости от детализации и точности расчетов.

      Регулятор устойчивого социально-экономического развития региона – это механизм развития инфраструктуры экономики региона, которые задают количественные требования к базовым элементам инфраструктуры при заданных параметрах стратегического развития экономики региона.

      Инфраструктура устойчивого развития имеет более практическую направленность и предполагает конкретные измеримые показатели, отражающие базовые условия устойчивости. Инфраструктура устойчивого развития формирует требования к базовым условиям общественного развития, а регуляторы выступают инструментами, обеспечивающими текущее и перспективное состояние и развитие.

      Наиболее существенным ограничением экономического развития региона является недостаточное развитие транспортной системы, тесно связанной со всеми отраслями экономики и социальной сферы. При оценке развитости транспортной сети необходимо учитывать соответствие инфраструктуры уровню экономического развития региона.

      Транспортно-логистические комплексы становятся центрами сосредоточения бизнеса и интеграции компаний производителей продукции, перевозчиков, посредников, банковских структур, страховых компаний, индустрии сервиса и других направлений деятельности по обслуживанию транспортно-распределительного процесса.

      Факторы формирования транспортной инфраструктуры:

      концентрация (плотность) населения на территории;

      проживание на территории населения разных национальностей, вероисповедания, разных традиционных и нравственных укладов;

      природно-климатическая и культурно-историческая уникальность;

      комфортность географического положения;

      возможность построения сложной производственной или туристско-рекреационной структуры;

      потребность в пользовании данной территорией людьми, проживающими в соседних или иных регионах, странах;

      природно-ресурсная, экономическая или политическая значимость территории [7, с. 84].

      К ключевым факторам устойчивого развития инфраструктуры и транспортно-логистической системы региона относятся:

      соответствие развития инфраструктуры требованиям экономического и социального развития в краткосрочном и долгосрочном периодах;

      экологизация экономических и технологических подходов в регулировании инфраструктурного развития;

      совершенствование системы регуляторов устойчивого развития и предупреждение отклонений и рисков;

      достижение мультипликативного эффекта за счет комплексного развития инфраструктурного комплекса и основных производительных сил;

      системный и стратегический подход к развитию всей инфраструктуры, транспортного комплекса и логистической системы.

      При этом важнейшим компонентом реализации механизма устойчивого развития на региональном уровне является оценки и управление рисками.

      Риски в инфраструктурных и транспортно-логистических системах связаны с неопределенными факторами, возникающими по политическим, экономическим, экологическим или социальным причинам.

      Механизм устойчивого регионального развития должен содержать следующие функциональные звенья снижения рисков:

      снижение эколого-экономических рисков;

      предотвращение экономического ущерба;

      обеспечение экологической безопасности.

      На основе изучения факторов устойчивого развития инфраструктуры и регулирования экономических рисков транспортно-логистической системы региона можно проанализировать из взаимосвязи и системность (рис. 1).

      Инвестиционная региональная политика должна быть нацелена на создание эффективной транспортно-логистической инфраструктуры и переоснащение транспортных фирм современным подвижным составом, техническими средствами и информационными системами с использованием механизма государственно-частного партнерства [4, с. 61].

      Развитие новых инновационных направлений, таких как биотехнологии, наноиндустрия, должно быть основано на существующей инфраструктуре или необходимо создание новых инфраструктурных объектов[11, p. 300].

      Для устойчивого социально-экономического развития Приволжского федерального округа необходимо создать транспортно-логистические условия и снять инфраструктурные ограничения путем развития опорной транспортной сети федерального значения, формирования международных транспортных коридоров [3, с. 75].

      Главные задачи, решение которых будет обеспечено в Приволжском федеральном округе при создании и введении в действие транспортно-логистической системы: повышение эффективности управления транспортными и логистическими потоками в регионе; оптимизация грузовых и транспортных процессов, издержек товародвижения; обеспечение качества транспортно-логистического обслуживания; получение синергетического эффекта за счет взаимодействия всех логистических звеньев и координации усилий субъектов транспортно-логистической системы [5, с. 74].

      В исследовании выявлены факторы формирования транспортно-логистического системы Приволжского федерального округа как составной части социально-экономического развития региона, когда его функционирование подчинено цели обеспечения устойчивого развития.

      Литература

      1.Большаков Б.Е. Наука устойчивого развития. Книга I. Введение. – М.: РАЕН, 2011.

      2.Большаков Б.Е., Шамаева Е.Ф. Мониторинг и оценка инноваций: формализация задач в проектировании регионального устойчивого инновационного развития. – Германия: Palmarium Academic Publishing, 2012.

      3.Ильина Е.А. Транспортно-транзитный потенциал Приволжского федерального округа // Управление стратегическим потенциалом регионов России, 2015. – С. 72-76.

      4.Казаковцева М.В. Разработка механизмов управления транспортной инфраструктурой регионов как основа обеспечения их устойчивого финансового развития // Вестник Марийского государственного университета. – Т. 1, № 1, 2015. – С. 59-63.

      5.Костров В.Н., Зюзин В.Л. Концептуальные основы формирования региональных транспортно-логистических систем // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. – № 18, 2006. – С. 102-110.

      6.Костяновская Е.Б. Развитие российских регионов: новые теоретические и методологические подходы. – СПб.: Наука, 2006. – 628 с.

      7.Макаров Д.Б. Социокультурные и экологические факторы формирования механизма развития транспортной инфраструктуры региона // Социально-экономические явления и процессы. – № 12 (58), 2013. – С. 83-86.

      8.Семиной И.А. Пространственный анализ и оценка социально-экономического развития региона. – Саранск: Изд-во Мордовского гос. ун-та им. Н.П.Огарева, 2014.

      9.Семенова Т.Ю. Инновационная политика в системе функционирования и развития региона. – СПб.: СПбГИЭУ, 2008.

      10.Экономика. – М.: ГОУ ВПО «РЭА им. Г.В. Плеханова», 2008.

      11.Nikolaeva A.N., Antipova E.A., Belov G.L., Malova E.A., Tsaregorodtsev E.I. Innovative Development of Region in the Conditions of Formation of Knowledge Economy // Mediterranean Journal of Social Sciences: Vol. 6, № 3, 2015. – pp. 297-306.

      Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта №15-12-21009 «Разработка методов и технологии обеспечения устойчивого развития региональной транспортно-логистической системы Чувашии»

      18.03.2016