image

      Проблемы управления ноосферным устойчивым развитием

      Тип статьи:
      Авторская

      Введение

      Настоящая статья отражает основное содержание доклада автора, озвученного им на V Международной научной конференции по фундаментальным и прикладным проблемам устойчивого развития в системе «Природа – Общество – Человек» на тему: «Проблемы измерения и управления устойчивым развитием в условиях глобальных вызовов, рисков и угроз». Эта конференция проходила в г.Дубна Московской области 21–22 декабря 2015 года, на базе Государственного университета «Дубна» и была посвящена 25-летию Российской академии естественных наук.

      Концепция, отраженная и в статье, и в докладе разрабатывалась автором на протяжении последних 25 лет и нашла свое отражение в таких монографиях автора как «Социогенетика» (1994), «Ноосферизм» (2001), «Глобальный империализм и ноосферно-социалистическая альтернатива» (2004), «Разум и Анти-Разум» (2003), «Капиталократия и глобальный империализм» (2009), «Ноосферный прорыв России в будущее в XXI веке (2010), «Манифест ноосферного социализма» (2011), «Ноосферное смысловедение» (2012), «Глобальная патология и глобальное здоровье в контексте императива ноосферной гармонии» (2014), «Идеология ХХI века» (2014), «Мегакосмическая проскопия Разума (общественного интеллекта) Человечества» (2014), «Революция и эволюция (методологический анализ проблемы их соотношения)» (2015), «Научно-образовательное общество как основа стратегии развития России в XXI веке» (2015), «Роды Действительного Разума» (2015), «Управляющий разум и новая парадигма науки об управлении (в контексте ноосферного императива XXI века)» (2015). Все эти монографии находятся на свободном доступе в Интернете на разных сайтах.

      Проблема устойчивого развития человечества порождена глобальным экологическим кризисом, возникшим на рубеже 50-х–60-х годов ХХ века и переросшим по оценке автора в первую фазу Глобальной Экологической Катастрофы на рубеже 80-х–90-х годов. Активный поиск стратегии устойчивого развития умами человечества, хотя и берет начало с 80-х годов ХХ века, но получил мощный импульс на Конференции ООН по охране окружающей среды и развитию, прошедшей в Рио-де-Жанейро в июне 1992 года. Но уже тогда академик АН СССР, тогда возглавлявший Сибирское отделение академии, В.А.Коптюг в своем аналитическом обзоре научной дискуссии на этой конференции обратил внимание на два важных момента, прозвучавших на этой дискуссии: первое – это то, что «главным барьером на пути к устойчивому развитию служит капиталистическая частная собственность на средства производства, второе – это то, что развивающиеся страны не могут повторить путь развития развитых, т.е. капиталистических, стран Западной Европы и США, поскольку он ведет к экологическому краху человечества» [1]. Кстати, эти положения косвенно присутствуют в высказываниях Б.Коммонера, Гудленда, Дейли, Эль-Серафи, высказанные до этой дискуссии. Б.Коммонер подчеркнул в работе «Замыкающийся круг» (1973): «Технологии на базе частной собственности уничтожают самое главное богатство человечества – экосистемы» [2]. А В 1991 году, за год до Конференции в Рио-де-Жанейро, в докладе, написанном группой мировых ученых во главе с Гудлендом, Дейли и Эль-Серафи по заказу Мирового банка, прозвучал своеобразный вердикт: «В экологически насыщенной нише, которую занимает человечество, рынок как механизм развития, исчерпал себя» [3].

      Первая фаза Глобальной Экологической Катастрофы, поставившая Предел сложившимся основаниям, ценностям и механизмам развития человечества, по оценке автора, с новою силою поставила перед человечеством императив выживаемости как императив перехода к ноосферной парадигме истории и ноосферной парадигме устойчивого развития, альтернативы которой нет [4 — 7].

      Вот почему автор и выносит на обсуждение тему «Проблемы управления ноосферным устойчивым развитием».

      Эпоха Великого Эволюционного Перелома как Эпоха Смены Парадигм Устойчивого Развития

      Первая фаза Глобальной Экологической Катастрофы обозначила собой не только начало Эпохи Великого Эволюционного Перелома в социальной эволюции человечества, но и выход на арену человеческой истории Большой Логики Социоприродной Эволюции (БЛСЭ) [4, 8].

      Все науки, входящие в обществоведение, занимались исследованиями Внутренней Логики Социального развития (ВЛСР), поскольку история человечества рассматривалась наукой, начиная с Аристотеля, как условно независимая от Природы, движимая внутренними причинами. И формационной подход к логике истории Маркса, и цивилизационный подход Н.Я.Данилевского – О.Шпенглера – А.Дж.Тойнби – П.А.Сорокина и других, и появившиеся попытки рассмотреть историю с позиции логики развития технологического и информационного базисов, и другие, – в той или иной степени раскрывали ВЛСР.

      Сама первая фаза Глобальной Экологической Катастрофы есть определенная форма манифестации, правда в негативной экологической форме, единства Биосферы и Человечества как ее части.

      И здесь главным основанием становится энергетический базис хозяйственного природопотребления (и соответственно – антропогенного давления на Биосферу) со стороны Человечества как Целого.

      От начала Неолитической революции до начала ХХ века сложившуюся историю человечества автор обозначает как Стихийную, Малоэнергетическую. ХХ-й век человек в среднем встретил, будучи на 99 % вооруженный традиционными формами энергии – собственной мускульной энергией, энергией домашних животных, ветряных и водяных мельниц, а также простейшими механическими устройствами – усилителями энергетического воздействия (рычаги, блочные механизмы, полиспасты и т.п.). Промышленная революция в мире капитализма Запада ситуацию не изменила. На новые виды энергии приходился всего 1 %.

      Несмотря на то, что человек, в своем хозяйствовании понижал негэнтропию окружающей среды, т.е. «плодил» вокруг себя «пустыню» (по Марксу: культура, которая развивается стихийно, оставляет после себя пустыню), производство Биосферой негэнтропии (т.е. рост ее организованности, структурированности вследствие действия законов Бауэра-Вернадского в определении В.П.Казначеева [9] и закона квантитативно-компенсаторной функции Биосферы по А.Л.Чижевскому [10] [4]) было намного больше, чем производство энтропии социальным человечеством на Земле.

      Можно утверждать, что вся эволюция человечества до ХХ века, в том числе Стихийно-Малоэнергетическая История человечества от Неолитической революции до ХХ века, проходила под «защитным зонтиком» механизмов устойчивости – гомеостатических механизмов – Биосферы. Этот тип устойчивости автор назвал Биосферно-Стихийной Парадигмой Устойчивости развития человечества.

      ХХ-й век – это век Энергетической Революции [4, 11],и соответственно век сочетания Стихийности в развитии (рынок, войны, частнособственнические интересы) и Большой Энергетики хозяйственного воздействия на Природу. Скачок в средней вооруженности человека произошел в ~14 раз, т.е. на 1400 %, распределяясь неравномерно на Земле (демонстрируя увеличение от порядка до нескольких порядков).

      Именно синтез стихийности (спонтанности) развития человечества с большой энергетикой воздействия мирового хозяйства человечества на Природу и породил глобальный экологический кризис, перешедший к концу ХХ века в первую фазу Глобальной Экологической Катастрофы.

      Внутренняя Логика Социального развития, т.е. вся История человечества в Стихийной парадигме развития, вследствие Большого Энергетического Взрыва в социальной эволюции человечества в ХХ веке по автору [4], «уперлась» в Экологический предел такой формы развития. Потому что большая энергетика хозяйственного природопотребления на Земле и частнособственническая, рыночно-капиталистическая форма ведения хозяйства (экономики) есть вещи, экологически несовместимые, что до сих пор не понимает ни общественная наука, ни политическая элита мира, отягощенная служением мировой капиталократии и исповедованием ценностей рыночно-капиталистической системы бытия и мирового капиталовластия [12-15].

      Как результат несовместимости Большой Энергетики миро-хозяйственного воздействия на Природу и Стихийной Парадигмы исторического развития в рыночно-капиталистическом формате – и появился в ХХ веке вначале глобальный экологический кризис, а затем – и первая фаза Глобальной Экологической Катастрофы.

      Если вспомнить «формулу» В.И.Ленина по поводу причины политических революций – «низы не хотят (не могут) жить по-старому, а верхи не могут управлять по-старому», то ситуацию, которую обозначила первая фаза Глобальной Экологической Катастрофы, автор обозначает «формулой»: «Человечество, чтобы сохраниться на Земле, не может жить по-старому, на базе ценностей и механизма рыночно-капиталистической или, в другом определении, империалистическо-колониальной системы, а правящая мировая элита, «мозг» мировой финансовой капиталократии не могут властвовать по-старому, и одновременно принципиально не способны вывести человечество из экологического тупика» (об этом ярко свидетельствует анализ историка О.Четвериковой так называемой «системы глобального управления» со «столицей» в США [14], которая и есть строй мировой финансовой капиталократии и глобального империализма [12-14, 16], подчеркну – о корпоративном колониализме и империализме пишут такие современные ученые и мыслители Запада, как Д. Кортен и Дж. Перкинс [16, 17]).

      Эта «формула» автора, за которой стоит императив экологической выживаемости человечества в XXIвеке, и означает, независимо от того – осознаем мы, т.е. человечество, или не осознаем: что человечество вступило в Эпоху Великого Эволюционного Перелома, которая может трактоваться и как Ноосферно-Социалистическая Революция, несущая в себе смысл – переход человечества от Биосферно-Стихийной Парадигмы Устойчивого Развития, предел которой по экологическим основаниям наступил в ХХ веке, к Ноосферно-Управляемой Парадигме Устойчивого Развития (в XXI веке и в дальнейшей истории) в форме управляемой социоприродной, т.е. ноосферной, эволюции на базе общественного интеллекта, научно-образовательного общества и Ноосферного Экологического Духовного Социализма (в будущем – Ноосферного Коммунизма) [4, 18 — 20].

      Итак, из данного вывода следует, что Эпоха Великого Эволюционного Перелома есть Эпоха Смены Парадигм Устойчивого Развития Человечества и одновременно Эпоха Смены Парадигм Истории – Эпоха Перехода от Стихийной, на базе доминирования Закона Конкуренции, автономной Истории к Управляемой, на базе доминирования Закона Кооперации, Не-Автономной Истории в форме управляемой социоприродной эволюции, т.е. Истории Ноосферной [4-7, 11, 13, 18-20].

      Ноосферное устойчивое развитие

      Императив выживаемости человечества, таким образом, поставил вопрос о переходе человечества к ноосферной парадигме устойчивого развития, которая в свою очередь предполагает появление коллективного Разума человечества, поднимающегося в своих знании, духовно-нравственной системе, общей научной картине мира, на базе Ноосферизма, ноосферно-ориентированного синтеза наук [4, 18, 19, 21, 22], ноосферного образования [4, 22, 23], на Высоту Ответственности за будущей всей Системы Жизни на Земле.

      Таким образом, автор так определяет новую парадигму устойчивого развития:

      Ноосферное устойчивое развитие – это развитие, сохраняющее всю Систему Жизни на Земле – Биосферу – и обеспечивающее социальный прогресс, в котором Разум человечества поднимается на уровень Ответственности за все Живое на Земле, т.е. становится Биосферным, а значит – и Ноосферным, Разумом.

      Речь идет, таким образом, о Родах Действительного Разума и Действительного Человечества, способного к управлению социоприродной – ноосферной – эволюцией, с учетом законов-ограничений, отражающих действие гомеостатических механизмов Биосферы и планеты Земли, т.е. речь идет о переходе человеческого Разума из состояния «Разум-для-Себя» в состояние «Разум-для-Биосферы, Земли, Космоса», из «Разум познающего» в «управляющий Разум», причем управляющий эволюцией такой суперсложной, гомеостатической системы, каковой является Биосфера [18, 19].

      Автором в концепции «управляющего разума» и «Родов Действительного разума» выдвинуто положение о существовании Закона управленческого упреждения, не осознанного наукой об обществе, который формулируется так [18, с. 14]:

      • «чем больше со стороны социальной системы воздействие, по своей энергетической мощи, на природу, тем больше требуется лаг упреждения последствий от этого воздействия, и соответственно – тем более долгосрочным должно быть стратегическое управление будущим со стороны этой социальной системы».На фоне Большого Энергетического Взрыва (Скачка) в ХХ веке «стихийно-рыночный разум» человечества (тут надо вспомнить жестко-меткое замечание Н.А.Бердяева, сделанное им по поводу человеческого ума, подчиняющегося стимулу прибыли [24, с. 470]: «Можно было бы сказать, что в корыстном интересе таитсябезумие…» (курсив мой, С.А.) стал «похожим» на «динозавра»: «маленькая головка» по сравнению с огромным телом – это уровень интеллекта и соответственно качества управления будущим, которым владеет обуянный корыстью ум человека и человечества соответственно, а «огромное туловище» – это та огромная энергия, которой владеет этот корыстный, «безумный» интеллект. Речь идет об асимметрии коллективного разума или общественного интеллекта, названного автором в 1989 году интеллектно-информационно-энергетической асимметрией Разума (ИИЭАР), отражающей неуравновешенность большой энергетики, которой владеет Разум, соответствующим качеством самого интеллекта, т.е. качеством управления будущим, вследствие именно рыночно-капиталистической формы хозяйствования и развития [25]. ИИЭАР и есть отраженное нарушение этого Закона управленческого упреждения. Закончился своеобразный период «беременности» Биосферы «человечеством» или «человеческим разумом», когда человеческий разум мог стихийно развиваться, т.е. развиваться методом проб и ошибок, под «защитным зонтиком» ее гомеостатических механизмов. Скачок в энергетике мирового хозяйства человечества в ХХ веке привел к исчерпанию компенсаторных мощностей Биосферы как суперорганизма. И глобальный экологический кризис, и переход его в катастрофическую стадию своего развития – это «сигнал» того факта, что скачок в энергетике антропогенного давления на Биосферу привел к Концу Биосферно-Стихийной парадигмы устойчивого развития, и соответственно к Концу «беременности» Биосферы человеческим разумом.Наступили Роды Разума человечества как Ноосферного Разума, сопровождающие переход Биосферы в Ноосферу (о чем писал еще В.И.Вернадский [26]),и соответственно – переход человечества от Стихийной, Конкурентной, в последние столетия на базе капиталистическо-колониальной системы, Истории к Управляемой, Ноосферной, Кооперационной Истории на базе Ноосферного Экологического Духовного Социализма.Еще раз подчеркнем основные «фокусы» смены механизмов цивилизационного развития, без которой становление ноосферного устойчивого развития и выход человечества из экологического тупика невозможны:
      • сдвиг от доминанты Закона Конкуренции и механизма отбора – к доминанте Закона Кооперации и механизма общественного интеллекта [4];
      • вступление «в силу действия» Закона Опережающего развития качества человека, качества общественного интеллекта и качества образовательных систем в обществе [25];
      • расставание с ценностями конкуренции, рынка, частной собственности на средства производства;
      • становления модели устойчивого развития в формате управляемой социоприродной эволюции.

      Парадигмальная ноосферная революция в науке и образовании

      Роды Действительного Разума – это одновременно и Великая Парадигмальная Революция в развитии науки, культуры, искусства и образования в XXI веке, состоящая в ноосферно-мировоззренческом преобразовании их основ (на базе Ноосферизма как ноосферной научно-мировоззренческой системы XXI века [4]) [276].

      Эта Великая парадигмальная революция включает в себя: (1) становление Ноосферизма как новой научно-мировоззренческой системы, (2) Ноосферно-ориентированный синтез всех наук; и на его основе – становление Единой науки о природе и человеке, прогноз которой имеется еще К.Маркса, но уже в ноосферном формате – как Единой Ноосферной науки; (3) становление Ноосферного образования (на базе Ноосферной общественной академии наук и Смольного института РАО в Санкт-Петербурге с 2009 года по 2015 год проведено 5 Международных научных конференций «Ноосферное образование в евразийском пространстве» и издано пять томов монографической серии с аналогичным названием); (4) становление ноосферной культуры; (5) становление ноосферной парадигмы универсального эволюционизма; (6) становление ноосферной науки об управлении; (7) становление ноосферного обществоведения (обществознания); (8) становление ноосферного человека и ноосферного общественного интеллекта. Определенное раскрытие данных направлений Великой парадигмальной (ноосферной) революции уже дано автором в монографиях «Ноосферизм» [4], «Ноосферное смысловедение» [28], «Мегакосмическая проскопия Разума (общественного интеллекта) Человечества» [29] и др.).

      Ноосферное устойчивое развитие предполагает парадигмальные сдвиги в научно-мировоззренческой системе в следующих направлениях:

      • сдвиг в самом качестве целеполагания в сторону Ноосферного Целеполагания в управлении, без которого невозможно ноосферное управление устойчивым развитием [18];
      • переход человечества от «разделенного состояния», на базе частнособственнической атомизации обществ, к планетарной и ноосферной кооперации народов-этносов, как базового основания становления коллективного Разума человечества;
      • преодоление Анти-Разума (на базе «своекорыстного ума»), т.е. «разума», экологически самоуничтожающегося, имеющего «своекорыстный потолок» в целеполагании и соответственно – в управлении, и Рождение Действительного, Ноосферного Разума;
      • преодоление института рыночного отбора научных результатов;
      • переход к «управляемому обществу» на базе «управляемой экономики», «научно-образовательного общества» и в целом – Ноосферного Экологического Духовного Социализма, на базе которого только и только возможно ноосферное управление.

      Императивы XXI века

      Таким образом, императив выживаемости человечества как императив перехода к Ноосферно-Управленческой Парадигме Устойчивого Развития раскрывается как система «императивов XXI века», обращенных к человечеству.

      Императив 1. Экологическое спасение человечества требует от него отказа от рыночно-капиталистической системы хозяйствования и перехода к ноосферному социализму.

      Императив 2. Этот императив есть запрет на войны и насилие, как механизм, ускоряющий в XXI веке экологическую гибель человечества. «Когда стреляют пушки, разум молчит». Но чтобы ушла «эпоха войн и насилия», порождаемая частной собственностью, эксплуатацией человека человеком, капиталократией, нужно чтобы в прошлом осталась и вся рыночно капиталистическая формация.

      Императив 3. Он вытекает из Закона Разнообразия как важного закона прогрессивной эволюции. Разнообразия народов-этносов, культур, типов хозяйственно-природной гармонии – основа ноосферной эволюции и соответственно ноосферной парадигмы устойчивого развития.

      Императив 4. Этот императив вытекает из ноосферного императива, закона опережающего развития качества человека, качества общественного интеллекта и качества образовательных систем в обществе. Он требует высшего приоритета развития науки и образования, перехода современного общества в качество научно-образовательного, ноосферного общества, т.е. такого общества, которое только и может стать основой ноосферного устойчивого развития.

      Императив 5. Это императив преобразования современной демократии, за «фасадом» которой прячется капиталократия, в ноосферную демократию, в структуре которой институт науки формирует экспертную власть с механизмами «вето» [8].

      Императив 6. Данный императив, по автору, есть императив объединения всех академий наук стран мира в форме постоянно действующего Ноосферного Координационного Научного Форума, формирующего постоянный коллективный долгосрочный ноосферный прогноз развития с учетом рисков планетарной опасности для жизни человечества и всей Системы Жизни на Земле.

      Императив 7. Это императив ноосферного преобразования содержания всех ступеней непрерывного образования, его превращения в ноосферное образование, призванного осуществить ноосферную человеческую революцию XXI века.

      Ноосферно-космическая безопасность человечества как момент ноосферной парадигмы устойчивого развития

      В настоящее время литература, как научная, так и публицистическая, переполнена «страшилками» столкновения Земли с небесными телами, ведущего к исчезновению жизни на Земле, и других катастроф внеземного происхождения.

      Но самая большая опасность для будущего Человечества исходит из самого человечества, вернее от рыночно-капиталистической системы, олицетворяющей собою в современном виде строй мировой финансовой капиталократии и глобального империализма, частью которого является мировой неоэкономический колониализм.

      Рыночно-капиталистическая система, особенно в современном виде глобального империализма, делающая ставку на «расчеловечивание человека», «классовый расизм», на «избранность» верхушки мировой финансовой капиталократии для властвования над судьбой человечества и ресурсами планеты, превратилась в экологического могильщика человечества.

      Введем следующую символическую формализацию.

      Безопасность (Н) системы – это:

      H = 1 – V,(1)

      где V – вероятность гибели системы.

      Безопасность Биосферы – это:

      НБиос. = 1 – VБиос.,(2)

      где VБиос. – вероятность гибели Биосферы.

      Безопасность ноосферы (Нноос) – это:

      Нноос = 1 – Vноос.,(3)

      где V ноос. – вероятность гибели ноосферы.

      Безопасность человечества (Hчел.) – это:

      Нчел. = 1 – Vчел.,(4)

      где Vчел. – вероятность гибели человечества.

      Вероятность гибели человечества Vчел. можно представить как многопараметрическую (очень сложную) функцию:

      Vчел = f (V1, … Vn, Hбиос.),(5)

      где к ряду вероятностей, несущих в себе опасность для жизни человечества, относятся:

      V1 – вероятность гибели почвенного покрова на Земле – витального базиса воспроизводства жизни человечества;

      V2 – вероятность гибели (вследствие химического загрязнения) пресной воды на поверхности Земли;

      V3 – вероятность вирусно-микробной формы уничтожения человечества, как формы «иммунной защиты» со стороны Биосферы как суперорганизма;

      V4 – вероятность гибели человечества из-за антропогенной климатической катастрофы;

      V5 – вероятность «схлопывания» экологической ниши как следствие ядерной химической, вирусной, климатологической, геоэкологической, геномной и др. форм войн с массовым поражением; и т.д.

      Данная, достаточно условная, модель показывает, что решение проблемы ноосферно-космической безопасности и проблемы перехода к управляемому ноосферному развитию требует комплексного и системного подхода к самой диагностике современной экологической ситуации, соответствующих рисков и к проблеме управления ноосферным устойчивым развитием.

      Итоговый вывод состоит в следующих положениях.

      Положение 1. Человечество на рубеже 80-х–90-х годов вошло в первую фазу Глобальной Экологической Катастрофы. Эта катастрофа имеет двух-стратное строение:

      • как глобальная катастрофа, несущая в себе угрозу «схлопывания» экологической ниши человечества;
      • как первая фаза Глобальной Экологической Катастрофы самой Биосферы как мегасистемы Жизни на Земле.Первая фаза Глобальной Катастрофы в первую очередь касается экологической ниши человечества.Второе ее смысловое измерение остается «под вопросом», оно нуждается в комплексном рассмотрении всех угроз экологической гибели Биосферы по антропогенным причинам, хотя прогнозные модели того, что разбалансировка планетарных механизмов обеспечения устойчивости системы климата на Земле может привести к переходу – или к -1000С или к +4000С, когда будет невозможной жизнь высших организмов, уже появились.Положение 2. Человечество уже по многим параметрам устойчивого развития Биосферы вышло за допустимые пределы своей экологической ниши – параметры устойчивости (об этом свидетельствуют, например, исследования А.П.Федотова [30]).Положение 3. Рыночно-капиталистическая система превратилась в экологического могильщика человечества.Положение 4. Возник императив выживаемости как императив перехода к единственной модели устойчивого развития – управляемой социоприродной эволюции, т.е. к Ноосферному Устойчивому Развитию, которое возможно только на базе Ноосферного Экологического Духовного Социализма.

      Проблемы управления ноосферным устойчивым развитием

      Таким образом, автор подошел к формулировке тех проблем, решение которых – главная задача современной науки на пути перехода человечества на стратегию управляемого ноосферного устойчивого развития.

      Проблема 1. Это проблема обеспечения становления новой парадигмы науки об управлении. Речь идет о таком ноосферном управлении, когда коллективный Разум человечества «встраивается» в гомеостатические механизмы Биосферы, как один из регуляторов, становясь Разумом Биосферы.

      Проблема 2. Эта проблема связана с сформулированным автором в «Ноосферизме» (2001) Принципом Большого Эколого(Ноосферно)-Антропного Дополнения [4]. В соответствии с этим Принципом экологические проблемы не могут быть решены, пока не решены проблемы становления истинного, ноосферного человека, становления ноосферно-экологического духовного социализма, поднимающего Человеческий разум на уровень Ответственности за Будущее всей Системы Жизни на Земле.

      Проблема 3. Необходимо глубоко осознать, что управляемая социоприродная (ноосферная) эволюция невозможна без преобразования всей экономики в управляемую, плановую, ноосферную экономику. Разработки в этом направлении, как автором, так и другими учеными, например, П.Г.Никитенко в Беларуси, А.А.Горбуновым, Б.Е.Большаковым и др., ведутся.

      Проблема 4. Это проблема управления со стороны коллективного Разума Человечества переходом в XXI веке Биосферы в Ноосферу. Это очень сложная, многоаспектная проблема. Она включает в себя, с одной стороны, проблему создания ноосферно-научной базы для такого управления, а, с другой стороны, проведение ноосферно-социалистической цивилизационной революции, которая, по прогнозным оценкам автора, будет иметь несколько этапов и охватит весь XXI век, – и то при условии, что у человечества хватит сознания и воли совершить ее. Но альтернативы ноосферно-социалистическому преобразованию мира у человечества нет, иначе, по твердому убеждению автора, – экологическая гибель.

      Автор подчеркивает, что за этим Переходом, его обоснованием, стоит ноосферная парадигма универсального эволюционизма в авторском определении [4, 18, 19, 21, 27, 29], по которой любая прогрессивная эволюция подчиняется двум метазаконам:

      • метазакону сдвига от доминанты закона конкуренции и механизм отбора к доминанте закона кооперации и механизма интеллекта;
      • метазакону интеллектуализации или «оразумления» прогрессивной эволюции, в соответствии с которым появление Разума во Вселенной и человеческого Разума на Земле, и соответственно переход прогрессивной эволюции в ноосферной этап развития, является не случайностью, а необходимостью.Поэтому ноосферная парадигма устойчивого развития предполагает смену доминирования Закона Конкуренции доминированием Закона Кооперации.Проблема 5. Управление ноосферным устойчивым развитием есть управление нового качества, на уровень которого человечество еще не поднималось.Речь идет о ноосферно-научном управлении, в свою очередь опирающемся не только на Ноосферизм, Единую Ноосферную науку о природе и человеке, но и на:
      • ноосферную кибернетику,
      • ноосферную гомеостатику,
      • ноосферную биогеохимию,
      • ноосферную системогенетику,
      • сложную систему мониторингов, включая космический мониторинг,
      • ноосферную квалиметрию,
      • теорию экологических рисков,
      • теорию биотической регуляции в Биосфере,
      • ноосферно-экономическое географическое районирование и другие научные направления.Проблема 6. Это проблема подготовки управляющих новой, ноосферной формации.Проблема 7. Проблема ноосферного управления устойчивым развитием решается только на базе научно-образовательного общества, при высшем приоритете развития науки и образования, когда образование выполняет институциональную функцию «базиса базиса» духовного и материального воспроизводства, а наука превращается в действительную производительную силу и силу управления, и когда выполняются требования Закона опережающего развития качества человека, качества общественного интеллекта и качества образовательных систем в обществе.Проблема 8 – это проблема ноосферной человеческой революции, которая уже началась, и которая должна завершиться становлением ноосферного человека и ноосферного человечества.Мы стоим на пороге Ноосферного Прорыва. У России есть все, чтобы стать лидером в этом Прорыве, – история, советская эпоха, Русский Космизм, учение о ноосфере В.И.Вернадского и выросшая на его основе – Российская ноосферная научная школа [31].Время не ждет! Время уплотняется! Оно требует от Разума человечества Дерзания, достойного самого звания «Человек»!

      Литература

      1. Коптюг В.А. Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, июнь 1992 года). Информационный обзор. – Новосибирск: СО РАН, 1992. – 62 с.
      2. Коммонер Б. Замыкающийся круг. – Л.: Лениздат, 1973.
      3. Goodland R., Daly H., El Serafy S. (eds.) Environmental Sustainable Economic Development. Building on Brundtland. – Washington, D.C.: World Bank, 1991.
      4. Субетто А.И. Ноосферизм. Том первый. Введение в ноосферизм. – СПб.: КГУ им. Н.А.Некрасова, КГУ им. Кирилла и Мефодия, 2001. – 537 с.
      5. Субетто А.И., Горбунов А.А. Ноосферный формат устойчивого инновационного развития России в XXI веке. – СПб.-Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова: Астерион, 2010. – 32 с.
      6. Субетто А.И. Ноосферизм как идеология и форма спасения человечества от возможной экологической гибели в XXI веке (научный доклад на Всемирном Форуме Духовной Культуры, Астана, 18-22 октября 2010г.). – СПб.-Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова: Астерион, 2010. – 32 с.
      7. Субетто А.И. Ноосферная глобализация как альтернатива капиталистической глобализации: Научный доклад на Международном симпозиуме «Глобалистика: состояние и перспективы развития» на базе Смольного института Российской академии образования в Санкт-Петербурге 16 мая 2012 года. – СПб.: Астерион, 2012. – 22 с.
      8. Субетто А.И. Социогенетика: системогенетика, общественный интеллект, образовательная генетика и мировое развитие (интегративный синтез). – М.: Исследоват. центр проблем кач-ва под-ки спец-ов, 1994. –156 с.
      9. Казначеев В.П., Спирин Е.А. Космопланетарный феномен человека: проблемы комплексного изучения / отв. ред. д.м.н. Л.М. Непомнящих. – Новосибирск: Наука: СО РАН, 1991. – 304 с.
      10. Чижевский А.Л. Космический пульс жизни. Земля в объятиях Солнца. Гелиотараксия. – М.: Мысль, 1995. – 768 с.
      11. Субетто А.И. Революция и эволюция (методологический анализ проблемы их соотношения) / Под науч. ред. д.ф.н., проф. Л.А. Зеленова. – СПб.: Астерион, 2015. – 76 с.
      12. Субетто А.И. Капиталократия (философско-экономические очерки): избранные статьи и интервью. – СПб.: ПАНИ: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2000. – 214 с.
      13. Субетто А.И. Глобальный империализм и ноосферно-социалистическая альтернатива. – СПб.-Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2004. – 99 с.
      14. Субетто А.И. Капиталократия и глобальный империализм. – СПб.: Астерион, 2009. – 572 с.
      15. Антикрестовый поход. Миграционный кризис в Европе глазами историка Ольги Четвериковой // Завтра. – № 50 (1151), декабрь 2015. – с. 8.
      16. Кортен Д. Как корпорации правят миром. – М.: Агентство «ВиТ-Принт», 2002.
      17. Перкинс Дж. Исповедь экономического убийцы. – М.: Pretekt, 2005. – 319 с.
      18. Субетто А.И. Управляющий разум и новая парадигма науки об управлении (в контексте ноосферного императива XXI века) / под науч. ред. д.т.н., д.пс.н., д.п.н., проф. В.В.Лукоянова. –СПб.: Астерион, 2015. – 52 с.
      19. Субетто А.И. Роды Действительного Разума / Под науч. ред. Л.А.Зеленова. – СПб.: Астерион, 2015. – 200 с.
      20. Субетто А.И. Сочинения в 13 томах. Ноосферизм. Том XI. Ноосферный социализм как основание цивилизации социоприродной эволюции: в 2-х кн. / под ред. д.ф.н., проф. Л.А.Зеленова. – СПб.: Астерион, 2014. – 392 с., 410 с. [802 с.].
      21. Субетто А.И. Методологические основания ноосферно-ориентированного синтеза наук в XXI веке: научный доклад / под науч. ред. Заслуженного деятеля науки РФ, д.э.н. В.Н.Бобкова. –СПб.: Астерион, 2013. – 48 с.
      22. Субетто А.И. Доктрина духовно-нравственной системы ноосферного человека и ноосферного образования. – СПб.–Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2008. – 98 с.
      23. Субетто А.И. Научно-образовательное общество как основа стратегии развития России в XXI веке / под науч. ред. д.пс.н., д.т.н., д.п.н., проф. В.В. Лукоянова. – СПб.: Астерион, 2015. – 190 с.
      24. Бердяев Н.А. Русская идея, основные проблемы русской мысли XIX века и начала XXI века. Судьба России. – М.: ЗАО «Сварог и К», 1997. – 541 с.
      25. Субетто А.И. Опережающее развитие человека, качества общественных педагогических систем и качества общественного интеллекта – социалистический императив. – М.: Исследоват. центр Гособразования СССР, 1990. – 84 с.
      26. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. – М.: Наука, 1988. – 520 с.
      27. Субетто А.И. Великая парадигмальная революция в развитии науки, культуры и искусства в XXI веке: Научный доклад на VII Всемирном Научном Конгрессе. – СПб.: Астерион, 2015. – 32 с.
      28. Субетто А.И. Ноосферное смысловедение / под науч. ред. проф., д.ф.н. Л.А. Зеленова. – Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2012. – 260 с.
      29. Субетто А.И. Мегакосмическая проскопия Разума (общественного интеллекта) Человечества / под науч. ред. д.т.н., д.пс.н., д.п.н., проф. В.В. Лукоянова. – СПб.: Астерион, 2014. – 218 с.
      30. Федотов А.П. Глобалистика: начала науки о современном мире: курс лекций. 2-е изд. испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 192 с.
      31. Субетто А.И. Ноосферная научная школа в России: итоги и перспективы / под науч. ред. д.ф.н. Л.А. Зеленова. – СПб.: Астерион, 2012. – 76 с.
      25.03.2016