image

      Лучший способ сохранить свою Землю для будущих поколений...

      Тип статьи:
      Авторская

      У нас нет никакой, и не может быть другой объединяющей идеи, кроме патриотизма.

      В.В.Путин

      Коренные преобразования в стране конца XX – начала XXI веков, предопределили не только новый вектор политического, экономического и социального развития, но и во многом способствовали трансформации мышления населения государства, изменению духовного облика российской нации. Слом в государственном развитии не мог не сказаться на нравственно-воспитательном потенциале российского искусства, культуры и ценностей, что, в свою очередь, повлекло спад в патриотическом развитии страны.

      Сегодня, когда Россия вновь переживает непростые времена, вопрос о чувстве патриотизма и любви к Родине имеет особое значение, причем, как для каждого человека в отдельности и государства в целом. С одной стороны, для гражданина это чувство воплощает степень самоидентификации себя с государством, отождествления с этносом, проживающим на этой территории. Патриотизм также часто связывают со степенью готовности действовать на благо Отчизны, с внутренним восприятием и самоощущением себя как гражданина какой-либо общности (города, района, субъекта, страны), в то же время для индивида патриотизм может являться мерой удовлетворенности качеством жизни. Для государства, как для властной структуры, уровень развитости патриотических чувств у граждан является действенным инструментом управления, выступает своего рода индикатором проводимой государственной политики, то есть подтверждения легитимности своего существования – особенно это заметно во время социально-экономической нестабильности, внутренних и внешних кризисов.

      Таким образом, многоаспектность и многофункциональность понятия «патриотизм» обуславливают проведение детального анализа данного феномена. Увеличение внимания государства к этой проблеме, активизация форм развития и влияния на общество как гражданскую среду, изучение и трансляция многовекового опыта России лишь подчеркивают значимость системы патриотического воспитания как инструмента построения плодотворных взаимоотношений всех участников общественных отношений, как способа защитить нашу страну, уберечь ее от очередных исторических ошибок – как лучшего способа сберечь нашу Землю для будущих поколений.

      В современной литературе встречаются различные подходы к определению понятия «патриотизм». Многие авторы часто пишут о «подмене понятий», о «лжепатриотизме», «смешений понятий», однако в рамках данного исследования предлагаю использовать «патриотизм» в классическом его понимании – не как приверженность идеям одной страны и непринятие иных взглядов, не как враждебное отношения ко всему чужому – эти крайности исключены. Патриотизм – это, прежде всего, любовь к Родине, к тому месту, где человек родился и вырос, любовь, уважение и готовность отстаивать интересы своей страны, в случае необходимости, это готовность действовать во благо и на благо Родины.

      Справедливым кажется замечание Е.В.Огарковой о взаимосвязи патриотизма с историческим контекстом: «Содержание понятия «патриотизм» обусловлено конкретно-исторической ситуацией и доминирующей идеологией, принятой обществом и человеком. Но всегда – это сокровенное чувство, которое… является этической основой личности. В судьбоносные периоды патриотизм становится одним из главных условий исторического выбора народа и результатов сделанного выбора».

      В настоящее время принято выделять следующие направления патриотического воспитания:

      − Гражданско-патриотическое;

      − Героико-патриотическое;

      − Военно-патриотическое;

      − Спортивно-патриотическое;

      − Воспитание историко-краеведческими средствами.

      Деятельность институтов гражданского общества, образовательных организаций различного уровня, некоммерческих сообществ, а также иных участников общественных отношений направлена на развитие комплекса обозначенных направлений.

      Необходимо отметить, что в последнее время в Российской Федерации о проблеме формирования и развития патриотических чувств всерьез задумались на высшем уровне управления. С 2001 по 2015 гг. было реализовано 3 государственные программы патриотического воспитания. Любовь к Родине, уважение к Отчизне, изучение истории, прошлого и настоящего своего многонационального народа выступают базовыми целевыми ориентирами в рамках утвержденных федеральных государственных образовательных стандартов. Современные типовые программы образования (как дошкольного, так и основного общего образования), в большинстве своем содержат отдельные блоки, посвященные развитию и воспитанию патриотических чувств учащихся.

      В рамках Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденной Указом Президента РФ от 19.12.2012 № 1666, в качестве задач по содействию национально-культурному развитию было предусмотрено «обеспечение сохранения и приумножения духовного и культурного потенциала многонационального народа РФ на основе идей единства и дружбы народов, межнационального (межэтнического) согласия, российского патриотизма».

      Более того, во время заседания Совета по межнациональным отношениям, которое прошло 31 октября 2016 г. в Астрахани, была высказана идея воплотить положения концепции в федеральный закон, который содержал бы все новации, связанные с межнациональными отношениями. Президент РФ, В.В.Путин поддержал идею, акцентировав внимание на создании закона о российской нации. Думается, что такой шаг способствовал бы развитию единства российского народа, сплочению всех жителей нашей многонациональной страны.

      Значимым для современного патриотического воспитания стал 2015 год: в этот период были приняты и разработаны ключевые нормативно-правовые акты, создающие комплексную основу для развития патриотических начал социума. Особое внимание было уделено развитию патриотического образования учащихся – распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р была утверждена «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года».

      Некоторые положения были также сформулированы в рамках Стратегии национальной безопасности РФ: в первую очередь, разработчики указывают на «создание системы духовно-нравственного и патриотического воспитания граждан», трансляцию принципов единства, любви к Родине, уважения к культуре и истории через образовательную среду.

      Вершиной правового творчества последних лет стало Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»». Необходимо отметить, что именно в программе содержится цель государственной политики в области патриотического воспитания, которая определена как «создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития РФ, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию».

      Анализ направлений реализации программы позволяет сделать вывод о том, что они представляют собой комплекс мероприятий, направленных на всестороннее, качественное развитие личности, формирование поистине достойного гражданина современного общества, отличающегося крепким уважением к Родине, готовностью служить на ее благо, защищать ее интересы. Внимание уделяется и сохранению достояния российской истории и культуры, что, несомненно, стимулирует упрочение связи между личностью и государством.

      Таким образом, в последние годы в РФ были предприняты значительные усилия по укреплению и развитию системы патриотического воспитания граждан. Нельзя не отметить и значимость региональных программ и деятельность местных сообществ. На мой взгляд, сегодня заложены прочные основы для развития патриотизма как юных граждан нашей страны, так и укрепления этого чувства у взрослого населения.

      Сплочению российской нации способствует также и единая историческая память – многое в этом направлении играет проведение всероссийских акций, позволяющих не только почтить память прошлого, но и осознать необходимость консолидации во благо будущего. Ярким примером является Всероссийская акция «Бессмертный полк», которая берет свое начало с 2007 г. Целью мероприятия является не только сохранение памяти о доблести и героизме народа, осмысление опыта предков и восстановление преемственности поколений, но и возвращение чувства сопричастности человека и его семьи к истории Родины.

      В продолжение темы самоидентификации себя со своей Отчизной, хотелось бы также обратить внимание на данные социологического исследования, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения. Так, по данным опроса, проведенного 22 июня 2016 г., индекс патриотизма в 2016 г. несколько понизился, по сравнению с концом 2014 г., однако в общем уровень патриотизма находится на высоком уровне – «патриотические чувства разделяют 80% россиян».

      Показательным является и то, что чувство долга перед Родиной в нашей стране очень сильно: «65% поддержали бы решение своих близких пойти на войну в случае необходимости (в т.ч. 49% посоветовали бы им отправиться прямо на линию фронта). Большинство опрошенных (56%) также выражают готовность в такой ситуации оказать ту или иную финансовую помощь: 39% согласны отдать четверть зарплаты государству в качестве военного займа, еще 17% – выделить несколько меньшую часть своих доходов». На мой взгляд, данные этого исследования не могут не свидетельствовать о действенности государственной политики в области патриотического воспитания, о наличии осознанного и прочного отождествления большинства граждан себя как патриотов родной страны. Хотелось бы верить, что дальнейшее исполнение программных документов послужит росту итоговых показателей, что найдет выражение как в экономико-политическом пространстве, так и в синергетическом эффекте в области культуры.

      Для определения значимости развития системы патриотизма как главенствующего фактора сплочения нации, единства государства и сохранения Земли необходимо также поговорить и о чувстве Родины малой – о том месте, где человек родился и вырос. «У большинства людей чувство Родины, Отчизны дополняется еще чувством родины малой, первоначальной, родины в смысле родных мест, отчих краев», – писал поэт А.Твардовский. Думается, что чувство любви к своей стране, к своей Родине, к своей земле – это неотъемлемая часть духовной жизни каждого человека, поскольку, на мой взгляд, именно с заботы о родном крае и исторической памяти своего рода начинается приобщение к великому достоянию российской культуры, любви к Родине большой.

      К сожалению, практика отдельных исследований в части знакомства населения с историей своей семьи показывает, что большинство россиян знают свою родословную лишь до прабабушек и прадедушек, некоторые – не знакомы с местами проживания своих предков.

      В то же время, на сегодняшний день это направление также рассматривается как важный компонент системы российского образования, некоторые регионы, например, Ханты-Мансийский автономный округ, широко практикуют проведение дополнительных уроков в рамках регионального компонента, классных часов, акций и конкурсов по данной теме. Более того, в автономном округе развито изучение достояния коренных малочисленных народов Севера (ханты и манси), ознакомление населения с имеющимися наработками, привлечения молодого населения к проблемам устойчивого развития и сохранения достояния культуры коренного населения. Значимо влияние на развитие этих процессов таких организаций, как Обско-угорского института прикладных исследований и разработок, Молодежной организации обско-угорских народов ХМАО-Югры, Бюджетного учреждения «Государственная библиотека Югры» и др. Думается, что подобный опыт должен быть тиражирован, поскольку включение истории родного края, изучения родной литературы, приобщение к истокам местных традиций, знакомство с творчеством и искусством не только способствуют расширению кругозора обучающегося, но и помогают ему понять (а следовательно – принять) эти культурные различия, впитать в себя лучшее, что накоплено историей.

      Значение такого вектора развития российской системы образования и воспитания выразила М.А.Ермошина: «Духовно-нравственное воспитание формирует ядро личности, положительно влияет на формы взаимоотношений человека с миром, на его этическое и эстетическое развитие, формирование гражданской позиции, чувства патриотизма и любви к своей стране и своему народу, эмоциональное и психическое состояние».

      В заключение хотелось бы добавить, что одной из глобальных проблем человечества является проблема сохранения культурных и нравственных ценностей, культурного наследия, составляющей которых является изучение прошлого и настоящего своего народа – народа в широком смысле – российской нации. Важной задачей на сегодняшний день действительно является поиск связующего звена, способного консолидировать все лучшее, что есть в России, и этим звеном является патриотизм.

      Считаю, что малая родина играет ключевую роль в процессе формирования и становления человека как гражданина, а значит, и в сохранении всего самого ценного, что существует на сегодняшний день. Связь с родными местами, с историей, культурой позволяют упрочить отношения с настоящим, вдумчиво относится к будущему, беречь накопленный потенциал. В условиях российской действительности именно патриотизм может стать новым импульсом к духовному оздоровлению народа, формированию единого гражданского общества, возрождению великой цивилизации. Более того, только истинный патриот может способствовать всестороннему, прогрессивному развитию государства: человек, который любит свое дело, любит свою Родину, способен показывать значительные успехи как в учебе, так и труде. Патриотизм является основой для форсирования экономики, ключом к развитию системы духовно-нравственного воспитания.

      Любовь к Родине – это не миф, не призрачное отражение желаний, а объективная реальность российского общества. Безусловно, еще многое предстоит сделать для единения российской нации, но уже сегодня понятно, что именно патриотизм может рассматриваться как национальная идея России, как идеологический стержень государства, как фундамент воспитания будущих поколений, как основа всех гражданских качеств личности. Чувство патриотизма, любви к Родине – это внутреннее состояние каждого из нас, и только в наших силах находится его преумножение. От того, в какой степени мы готовы хранить память о поистине близких и до глубины души родных местах, о тех людях, что сберегли для нас сегодняшний мир, от того, готовы ли мы трудиться на благо будущего – зависит то, каким будет наш завтрашний день. Задачей же государства является создание и поддержание условий для самоидентификации населения одной страны как единой нации, развитие условий для сохранения, преумножения и почтения прошлого, создание стимулов для осуществления плодотворной деятельности в настоящем и будущем. Необходимо помнить, что патриотизм – это залог здоровья нации, единства и процветания страны, общества в целом.

      Подводя итог рассуждениям о значении Родины в жизни каждого человека, об уровне развитости этого чувства у современников, о влиянии системы патриотического воспитание на будущее не только нашей страны, но и человечества, хотелось бы выразить позицию в стихотворении собственного сочинения:

      Родина!.. Как много смысла в этом слове!

      В нем и любовь, и радость, и печаль,

      В нем слышен шум прекрасного далека

      И прошлых лет святая даль…

      И в этом слове пресвященном

      Мы видим то, чем дорожим,

      А это место сокровенно –

      На нем когда-то предок жил.

      И в наших силах, несомненно,

      Сберечь прекрасный край родной,

      Ведь он единственный на свете –

      Такой любимый и живой!


      02.04.2017