image

      «Университет будущего» как снова многогранного и устойчивого развития Отечества

      Тип статьи:
      Авторская

      В моем понимании серьезно говорить про устойчивое развитие без системного анализа сразу в нескольких направлениях неверно. Поясню. Чтобы говорить о сохранении Земли для будущих поколений (т.е. мы уже заглядываем на 20, 40, 50 и более лет), нам необходимо реализовать определенную (не капиталистическую, но приближенную к социалистической) форму общественного строя, в которой необходимо формировать Человека на вековых педагогических традициях России, способного и реализующего свои способности к Творчеству во имя сохранения и развития человеколюбия и Жизни на Земле. А для этого (в современных условиях) нам потребуется защитить страну от существующих внешних и внутренних угроз/влияний, создать мощный военно-технический щит (соразмерный и превосходящий США, КНР, ЕС, Японию) – и это все позволит ко всему прочему стать мировым лидером во многих направлениях, не только технологическом. На мой взгляд, для преодоления как глобальных кризисов, так и формирования суверенитета России, необходимо создавать новую институциональную структуру для воспитания будущих поколений в новой парадигме – парадигме устойчивого развития. Поэтому ниже будет описана авторская позиция под названием «Университет Будущего» и то, как оно может содействовать всему выше перечисленному и даже большему.

      Концепция такой институциональной структуры для «устойчивого развития» как «Университет будущего» была разработана на основе нескольких идей:

      1. Идеи ноосферы академика В.И.Вернадского.
      2. Из успешно зарекомендовавшей себя уникальной системы междисциплинарного образования «Система физтеха» советского научного и военного деятеля И.Ф.Петрова – генерал-лейтенанта авиации, первого ректора МФТИ.
      3. Из идеи всеобщей организационной науки (тектологии) А.А.Богданова, а именно, что мир может быть так организован, что кризисы если и будут, то это будет лишь исключение, а не правило.
      4. Из труда И.И.Паньковой «Здоровьетворящее образование в контексте православной педагогической традиции».

      Сегодня, как никогда ранее глубокое образование в рамках одной области знания, без правильного понимания того, как она может взаимодействовать с другими областями, помогает появлению «слепых мест» и вызывает «столкновения» в жизни человека, в обществе и биосфере. Подход улучшения в определенных институциональных структурах, которые имеют дело с конкретными секторальными приоритетами уже не подходит для общества, чтобы развиваться в устойчивой форме.

      Университеты являются сложными и мульти-модальными учреждениями. Только они владеют всеми инструментами и характеристиками, чтобы выработать новые (устойчивые) мировоззрения, базы знаний и успешно трансформировать эти компоненты в новую парадигму устойчивого развития.

      Нам нужно смотреть не только в глубину, но и в ширину, чтобы найти пути для устойчивого развития всех сфер человеческой жизни.

      Решая глобальные проблемы в подходе «конец трубы», вместо того, чтобы работать в профилактическом и прогностическом подходах, мы сталкиваемся с бесконечными проблемами. В итоге получается, что страны выкидывают потенциальные ресурсы для социального, экономического и экологического развития. Это говорит о том, что существующие парадигмы образования и появляющиеся в них университетские объединения, не могут подготавливать специалистов, способных решать текущие и будущие вызовы.

      Вот уже почти 15 лет прошло с тех пор, как была принята Люнебургская декларация по устойчивому развитию. Образовательная парадигма все еще изменилась. Поэтому мы должны провести сравнительный анализ целей и результатов декларации, выработать новые шаги и продолжать двигаться дальше.

      Как было подчеркнуто в рамках международного плана реализации декларации: «Университеты должны функционировать как места для исследования и обучения устойчивому развитию, а также как инициаторы и полюса деятельности в своих обществах и странах. […] Устойчивое развитие должно стать центральной доминантой в определении направлений исследований в областях образования и развития». Попытки переориентации высшего образования в направлении устойчивого развития в дальнейшей миссии университета и образовательной парадигмы необходимо укреплять с помощью новаторских инициатив как на уровне гос. структур, так и на уровне общественных организаций.

      Для создания антикризисной повестки дня, мир должен пересмотреть свой «существующий уклад высшего образования» и разработать новый тип университета – который будет более актуальный и действенный в решении глобальных вызовов – «Университет будущего». СССР, победив во Второй мировой войне и запустив в 1957 г. первый искусственный спутник Земли доказал, что у нас есть все необходимое и мы действительно можем предложить и показать всему миру как надо подходить к образованию, чтобы даже после крупнейших потрясений и в сложнейших условиях продолжать развиваться не только устойчиво, но и сверхбыстрыми темпами.

      Приведенный исторический факт говорит о том, что осуществление устойчивого развития зависит от того, как будущие поколения будут думать и соответственно действовать. А если мы говорим про устойчивое развитие, то мы подразумеваем и желаем, чтобы оно длилось очень долго, а значит, необходимо воспроизводство такой парадигмы устойчивого развития, а для этого она должна стать центральной основой высшего образования. Но, чтобы осуществить такой сложный замысел нужно обучить новых специалистов «разработчиков устойчивого развития».

      Сегодня по заявлениям Римского клуба (по сути главного инициатора всего западного движения устойчивого развития) и активности его членов, подготовка почвы для появления «разработчиков устойчивого развития» проводилась ими и на постсоветском пространстве. Ко всему прочему, распространялось множество литературы, особенно в университетах среди студентов (к примеру, книга А.Печчеи «Человеческие качества» где он отразил свои чаяния), но результаты такой их деятельности в сфере образования почему-то противоречивы. Возможно, ответ кроется в том, что Л.Берталанфи так и не признался в плагиате идей А.А.Богданова, а это дает повод предположить, что некоторые идеи А.А.Богданова (тектология) перенятые Л.Берталанфи и заложенные в мировоззрение Римского клуба об устойчивом развитии – были искажены. А это в свою очередь означает, что одно из направлений «Университета будущего» – это необходимость разобраться, стоит ли России присоединяться и двигаться исключительно в западном мировоззрении Джона Локка, Томаса Гоббса и неомальтузианства (трансгуманизм и т.п.)? Или у России есть своя, неразрывная с историей мира и Европы, но особая цивилизационная специфика, миссия, которую она может по своему суверенному усмотрению воплотить в жизнь?!

      «Университет будущего» должен быть разработан в первую очередь на национальном уровне РФ, а затем и международном в форматесетевого движения, который включает в себя сотрудничество аналитических и университетских исследовательских центров, некоммерческих организаций, средств массовой информации и других соответствующих структур.

      Такая институциональная структура должна быть построена по следующим принципам:

      1. Все предметы (образовательной программы) должны быть сформированы в поддержку мировоззрения и парадигмы устойчивого развития;
      2. Образовательная программа должна быть построена с учетом опыта «Системы физтеха» вокруг НИОКР проектов, которые связаны с общеобразовательными проблемами устойчивого развития;
      3. Повестка дня НИКОР проектов должна быть оформлена в рамках парадигмы устойчивого развития;
      4. Должны быть использованы все новые типы передовых образовательных методов и технологий (включая возможности Интернет-технологий);
      5. Проектный подход и совместные научные исследования и обучение. Совместная командная научная работа с целями устойчивого развития в рамках «Университета будущего» должна быть направлена на решение общих мировых проблем.

      Выступая в качестве локомотива – «Университет будущего» создаст новые теоретические и методологические основы и реализует междисциплинарные подходы ко всем видам вопросов устойчивого развития.

      Эта миссия подразумевает, что:

      1. Научные исследования и образовательная повестка дня должны быть ориентированы на создание новых знаний и технологий в соответствии с парадигмой устойчивого развития;
      2. Он должен работать в качестве центра переднего опыта и как основной источник новых подходов про то, как воспитывать новые поколения в соответствии с мировоззрением устойчивого развития в контексте перечисленных выше ученых и соответствующей парадигме мысле-действий;
      3. «Университет будущего» должен вырабатывать новый активный способ жизни направленный на устойчивое развитие парадигмы действий;
      4. «Университет будущего» должен привлечь новые социально культурные функции для успешного создания идеологии устойчивого развития;
      5. «Университет будущего» должен дать старт для создания интерактивной Технологической Интернет-платформы, которая будет анализировать, накапливать, структурировать и интегрировать знания, необходимые для устойчивого развития России и всего мира.


      02.04.2017