image

      Формировать Человека способного, и реализующего свою способность к Творчеству...

      Тип статьи:
      Авторская

      Введение

      Личность, владеющая творчеством как созидательным инструментом, способна преобразовывать действительность, создавать новые формы и объекты, оставлять их в наследие будущим поколениям, а, следовательно, способствовать сохранению жизни на Земле.

      Задачи данной работы: рассмотреть определения понятия «творчества» и выделить характерные особенности творческой личности; разобраться, какие факторы влияют на воспитание творческой личности, способствующей в будущем сохранению жизни на Земле. Также, на примере авторского журнала «ENTOURAGE» рассмотреть журналистику как творческую деятельность, в том числе и то, как работа над авторским проектом, способна сформировать творческую личность. Особое внимание в данной работе уделено идеям академика Д.С.Лихачева, утверждавшего, что заниматься творчеством – значит прежде всего творить добрую атмосферу вокруг себя, создавать ауру добра.

      Цель данной работы, рассмотрев вышеизложенные аспекты, найти ответ на главный вопрос: «Как сформировать Человека, способного и реализующего свою способность к Творчеству во имя сохранения и развития Жизни на Земле?».

      1. Творчество и творческая личность

      Рассмотрим ряд определений понятия «творчество». Выдающиеся деятели из разных областей культуры, науки, искусства не раз пытались найти ответ на вопрос: «Что такое творчество?». Бердяев определял творчество как «абсолютно оригинальное создание человеком небывалого, откровение самой человеческой природы». Платон утверждал, что «всякий переход из небытия в бытие – это творчество, следовательно, создание любых произведений искусства и ремесла можно называть творчеством». Гегель характеризовал творчество как «процесс саморазвития, импульс, которому дает лежащее в его основании противоречие». По Шеллингу творчество – «высшая форма человеческой деятельности».

      Большая психологическая энциклопедия определяет творчество как «деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурно историческим явлением, творчество имеет психологический аспект: личностный и процессуальный». В свою очередь, философская энциклопедия дает следующую характеристику: «Деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не бывшее. Деятельность индивида может выступать как творчество в любой сфере: научной, художественной, производственно-технической, хозяйственной, политической и т.д. – там, где создается, открывается, изобретается нечто новое. Рассматривать творчество можно в двух аспектах: психологическом и философском».

      Определений понятия творчество, как и предположений о том, какими качествами должна обладать личность, чтобы в полной мере называться творческой – множество. Но, как правило, творчество – всегда синоним высокой социальной оценки, одаренности, таланта. Ряд исследователей отмечают, что характерная черта творческой личности, выгодно отличающая ее от других индивидуумов, – умение справляться с поставленными задачами различного уровня сложности с более высоким качеством за равный отрезок времени, а также эффективно оперировать противоречивой информацией. Но в чем состоит природа творческой личности? Какие качества ей присущи? Ответив на эти вопросы, мы сможем определить, каким образом возможно ее сформировать.

      Творческую личность характеризуют такие качества, как изобретательность, настойчивость, развитое воображение, внутренняя свобода, потребность в самовыражении, упорство. Обладая ими, отдельная взятая личность, осмысленно владеющая творчеством, способна эффективно использовать свой творческий потенциал, раскрывать его наиболее полно в той или иной сфере, способствуя тем самым преобразованию действительности и сохранению жизни на Земле. Ведь за каждым объектом науки и техники, искусства и культуры, стоит отдельно взятая творческая личность. Но прежде чем она будет способна проявить свою творческую натуру, личность должна сформироваться, ее необходимо воспитать.

      Первый и главный формирующий элемент человека творческого – семья и ближайшее окружение. Так, по мнению В.И.Андреева, важнейшее значение в формировании творческой личности играет «эмоциональная ситуация в семье, уровень ее сплоченности и качество внутрисемейных связей». Задача семьи, родителей – подать ребенку личный пример, вести с ним непрерывный диалог, научить основополагающим жизненным ценностям и базовым принципам, таким, как любовь к ближнему, сострадание, соучастие, сопереживание.

      Также, формирующий элемент сознания творческого человека – это свобода. Так, еще Жермена де Сталь характеризовала свободу как «необходимое условие для творчества и воспитания творческой личности». Безусловно, творческие личности имеют свойство развиваться и проявлять себя и в обстановке ограниченной свободы, однако, это скорее единичные случаи, вопреки процессам общественным. Свобода предполагает отсутствие цензуры, запретов, возможность выражать свой мысли, идеи, транслировать их в общество, в том числе и в малые группы.

      Книги, чтение как процесс, расширяющий взгляды и формирующий мировоззрение, также формируют творческую личность. Они определяют интеллектуальный уровень индивидуума, широту его взглядов, которые впоследствии отразятся на его творческой деятельности.

      Ключевым фактором успешного становления индивидуума, способного к осмысленному творчеству можно назвать индивидуально-личностные качества. Талант, склонность к той или иной деятельности, характер, эмоциональное восприятие окружающего мира. Они являются уникальными слагаемыми, присущими отдельно взятой личности, делающими ее уникальной и способные ключевым образом влиять на формирование творческого человека.

      Таким образом, именно четыре вышеперечисленные составляющие, на мой взгляд, и формируют, воспитывают творческую личность, которая впоследствии своим творчеством будет способствовать сохранению жизни на Земле.

      2. Индивидуальный проект как способ развития и формирования творческой личности

      Один из примеров творческой деятельности – журналистика. Именно в этой сфере сегодня тысячи молодых людей из числа тех, кто считают себя творческой личностью, делают первые шаги. Примером творческой реализации в этой сфере может служить не только написание материалов различных жанров, но и создание собственных тематических проектов. Это наиболее эффективная возможность проявить себя, раскрыть свой творческий потенциал, сделать вклад в будущее. Например, создать медийные проекты, посвященные благотворительности, гражданскому обществу, культуре. Рассмотрим более подробно пример подобного проекта, уже реализованного автором данной работы.

      Речь пойдет о моножурнале ENTOURAGE. Это авторский проект о культуре, сделанный руками молодого журналиста для молодого читателя – творческим человеком для творческих людей. Среди задач его выпуска – культурное просвещение своего читателя, а также вдохновение на реализацию собственных творческих идей. Рассказ читателю о современной российской культуре, в которой есть место и талантливым деятелям, и ярким событиям, и добрым делам. Данное моноиздание – результат творческой деятельности одного увлеченного человека, а, следовательно, и у читателя есть потенциальный шанс на успех в своем творческом деле.

      Философия издания – журнал-отражение жизни города, его самых ярких личностей. Негласный слоган «Твой город. Твой журнал». Каждый печатный выпуск освещает лучшие события, публикует интервью с главными спикерами города минувшего сезона. Каждый номер содержит в себе большое количество информации о звездах и медийных личностях, при этом издание не превращается только в журнал о знаменитостях, а содержит в себе большое количество аналитических и информационных материалов.

      Читатель журнала преимущественно не случаен. Он знаком с Интернет-версией, возможно сам активно участвует в Интернет-жизни издания. Поэтому покупает, а возможно и коллекционирует печатную версию издания.

      Журнал получил название «ENTOURAGE», в переводе с французского «окружающая обстановка, окружение». Это объясняется радом причин. Во-первых, это название интернациональное, она читается и по-английски, и по-французски, и, самое главное, по-русски. Во-вторых, название короткое и емкое, без лишний деталей, его легко запомнить, в тоже время оно оригинальное, а перевод в контексте нашего издания дословно можно растолковать как «городское окружение». В-третьих, название очень точно отражает ранее заявленную концепцию. Минималистично, небанально, актуально.

      На подготовительном этапе ключевым замыслом для дизайнерского решения данного номера стали картины абстракциониста Пита Мондриана.

      Популяризация среди молодежи идей создания подобных авторских проектов дает возможность объединить вокруг него десятки заинтересованных людей, дать шанс проявить творческий подход, свои лучшие качества, создать проект, который впоследствии может стать трамплином в успешное профессиональное будущее, а значит, отчасти способствовать сохранению жизни на Земле. (Пример реализованного проекта – в приложении)

      3. Творчество – аура добра

      Рассуждая на тему творчества, в контексте сохранения жизни на Земле, разумно обратиться к идеям академика, филолога, искусствоведа, писателя, человека, чье имя золотыми буквами вписано в историю мировой культуры – Дмитрия Сергеевича Лихачева. Его биография – пример того, как творчество отдельно взятой личности способно воспитать, сформировать и вдохновить на творчество миллионы молодых людей.

      Академик Лихачев учит молодое поколение жить и творить по заповедям, по сердцу, по правде. Так, самым ценным в человеке автор называет «безотчетную душевную потребность поступать хорошо, делать людям добро», что, отчасти, тоже талант. Творчество по Лихачеву неотделимо от добра. Говорит писатель своей аудитории и о том, какими тропами пойти, чтобы стать достойными людьми, добиться успеха, в том числе и творческого. «Стремитесь ходить путями добра также просто и безотчетно, как вы ходите вообще. Умейте не терять времени на пустяки. Можно по-разному определять цель своего существования, но цель должна быть – иначе будет не жизнь, а прозябание». Лихачев отмечает насколько важно помимо целей, иметь еще и принципы, на которых и следует выстраивать свое бытие, которые должны являться основой жизненного фундамента. Академик подчеркивает: «Надо иметь принципы в жизни. Хорошо их даже изложить в дневнике, но, чтобы дневник был «настоящим», его никому нельзя показывать – писать для себя только». Принципы укладываются в систему творчества.

      По мнению писателя, и с этим трудно не согласиться, главные роли в ближайшие десятилетия будут играть эрудиция, начитанность, образованность, творческий подход. Первостепенные качества для разумного, творческого человека, а значит человека успешного, человека-творца, человека-будущего. «Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут определяющими в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, все усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу. Ибо физический труд возьмут на себя машины, роботы». Разумно дополнить слова академика и творческим подходом к делу, творческим мировоззрением. Именно творческим, нестандартным подходом в будущем человек сможет выиграть битву с искусственным интеллектом. Сложно, конечно, однозначно утверждать, что в недалеком будущем физический труд будет полностью вытеснен умственным, однако, потребность в интеллектуальных ресурсах с творческим потенциалом год от года, действительно, будет становиться все острее.

      Биография Дмитрия Сергеевича Лихачева – книга с драматичным сюжетом. Это история человека, который прожил длинную, интересную и сложную жизнь. В судьбе ученого было все: взлеты и падения, признание и забвение. Но все это время рядом с ним был главный спутник – творчество. Академик Лихачев, пережил блокаду, годы лагерей. Однако желание учиться и стремление к научной деятельности взяли верх над всеми трудностями и невзгодами.

      Удивительными словами Д.С.Лихачев охарактеризовал творчество.«Жизнь – прежде всего творчество, но это не значит, что каждый человек, чтобы жить должен родиться художником, балериной или ученым. Творчество тоже можно творить. Можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя, как сейчас выражаются, ауру добра вокруг себя. Вот, например, в общество человек может принести с собой атмосферу подозрительности, какого-то тягостного молчания, а может внести сразу радость, свет. Вот этот и есть творчество. Творчество – оно беспрерывно. Так что жизнь – это и есть вечное созидание. Человек рождается и оставляет по себе память. Какую он оставит по себе память? Об этом нужно заботиться уже не только с определенного возраста, но, я думаю, с самого начала, так как человек может уйти в любой момент и в любой миг. И вот очень важно, какую память он о себе оставляет».

      Таким образом, академик убеждает молодого читателя в том, что творчество, прежде всего – атмосфера добра вокруг, которую ты создаешь. Чтобы осуществлять подобное творчество не нужно специальных навыков, необходимы лишь душа, сердце и воспитание. Именно такое творчество способно сформировать и преобразовать мир каждого его создающего. Именно такие люди более других способны преобразовывать действительность, формировать взгляды будущих поколений, воспитывать их. По Лихачеву, творчество помогает выживать. Творчество – это дела, поступки, взгляды, мнения человека. А творческий человек по Лихачеву, способен преобразовать мир вокруг свои поступками, идеями, а значит, и сохранить жизнь на Земле.

      Совершая добрые поступки, помогая ближнему своему, создавая ауру дора вокруг, каждый, вне зависимости от прирожденного таланта и способностей, сможет утверждать, что занимается творчеством. А, следовательно, сможет способствовать сохранению жизни на Земле.

      Таких людей в современном обществе немало. Они рядом, они среди нас. Они не только преобразовывают действительность вокруг себя, они трудятся на благо будущих поколений. Их творческая деятельность, заключается в том, что своими поступками они транслируют в общество идеи добра, бескорыстной помощи ближнему.

      Историями таких неравнодушных людей, преобразовывающих действительность вокруг своими поступками, отношением к ближнему, я хотела бы проиллюстрировать идею Д.С.Лихачева о творчестве как «ауре добра, доступной каждому». Интервью у этих женщин были взяты автором данной работы в рамках цикла «Женщины России» и опубликованы в журнале «Твоя история». О людях, которые создают ту самую добрую ауру, о которой говорил академик Лихачев, считаю необходимым поведать и остальным.

      Деятельность учредителя и председателя правления фонда «Б.Э.Л.А. Дети-Бабочки» Алены Куратовой жизненно важна для сотен тысяч больных детей и их родителей, которым об этой напасти известно крайне мало. «Б.Э.Л.А. Дети-Бабочки» – единственный в России благотворительный фонд, который оказывает помощь больным редким генетическим заболеванием – буллезным эпидермолизом. Фонд успешно реализует целый ряд проектов, среди которых адресная поддержка семей, помощь в приобретении необходимых медикаментов, программы обучения и стажировки специалистов, патронаж больных, обеспечение информационной и методологической поддержки врачей. Деятельность Алены, ее творчество, по Лихачеву, уже спасло тысячи людей и столько же еще спасет. На вопрос, согласны ли Вы с утверждением, что самые грустные вещи на Земле – это даже не сами болезни, а равнодушие и бездействие, Алена, отчасти, перефразированно повторяет слова Лихачева о том, что творчество – это аура добра, аура помощи, любви и сопереживания. «Самое главное в жизни – умение чувствовать, сопереживать, принимать, помогать, любить. Когда человек не может откликаться на беды и боль другого, это разрушает его изнутри. И это действительно страшно. Но мне кажется, что сейчас все больше людей начинают осознавать эту истину, что очень радует». Деятельность Алены Куратовой непростая с моральной психологической точки зрения. Невозможно закончить рабочий день в шесть часов и полностью отстраниться от тех драматичных историй, с которыми приходится иметь дело… Борьба с буллезным эпидермолизом требует нечеловеческих усилий. Я обращаюсь к Алене с просьбой найти слова поддержки тем, кто сейчас вместе со своими детьми борются с тяжелыми недугами, в том числе и с буллезным эпидермолизом. «Я преклоняюсь перед каждой женщиной, которая борется за жизнь своего ребенка. Требуется много душевных сил, выдержки, терпения и работы над собой, чтобы совместить в себе женское, созидательное начало и постоянную борьбу, чтобы не сломаться и не сломать семью. Хочу пожелать каждой маме видеть в своем ребенке именно ребенка, а не диагноз».

      Деятельность Алены – творчество. Пример того, как вера в себя, вера в того, кто рядом, убежденность в том, что ты можешь изменить мир, помочь ближнему, действительно способна изменить мир к лучшему, даже если это мир одного человека, который нуждается в помощи. Ее команда состоит из таких же инициативных, неравнодушных, творческих и бескорыстных людей. Их деятельность начиналась тогда, когда о диагнозе «буллезный эпидермолиз» в стране не знал почти никто. А сегодня на счету этой команды тысячи спасенных детей, которым подарили будущее, подарили жизнь.

      Еще один пример творчества, как образа жизни, по Лихачеву – биография и деятельность Римы Акбердиновны Баталовой. 13-кратная паралимпийская чемпионка, 18-кратная чемпионка мира, 43-кратная чемпионка Европы, обладательница почетных государственных наград, среди которых орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Биография этой выдающейся женщины – пример личного мужества и торжества силы духа. Потеряв в детстве, по ошибке врачей, зрение, Рима Баталова не потеряла веру в себя. В течение 32 лет она побеждала на крупнейших международных соревнованиях. Так, на шести Паралимпийских играх спортсменке в общей сложности удалось завоевать 17 медалей, 13 из которых – золотые. Сегодня у Римы Баталовой немало побед на другом, политическом фронте. Она является депутатом Государственной Думы, занимает пост вице-президента Паралимпийского комитета России, возглавляет Благотворительный фонд «Молодость нации» в Республике Башкортостан. Рима Акбердиновна регулярно проводит приемы граждан и решает огромное количество острых социальных проблем. Значимость своей работы она не преувеличивает. «Обращений от граждан действительно очень много, и они самые разносторонние. В ходе общения с людьми я всегда стараюсь их выслушать, вникнуть в суть проблемы, дать ответ на волнующий вопрос, оказать помощь или предоставить консультацию. Особенного внимания заслуживают наименее социально защищенные граждане: пожилые люди, молодежь, люди с ограниченными возможностями. Они в первую очередь нуждаются в том, чтобы их выслушали и поддержали. Ни в коем случае нельзя оставлять без внимания их самих и те проблемы, с которыми они пришли. Даже если я лично не могу помочь в решении какого-либо вопроса, то юридическую консультацию я обязательно предоставлю или подскажу, что нужно делать».

      Фонд «Молодость нации», который возглавляет Римма Баталова, регулярно организовывает большое количество мероприятий, направленных на помощь инвалидам. «Мне очень хотелось бы, чтобы люди видели и оказывали помощь спортсменам с самой ранней стадии их становления, в течение всего процесса подготовки и воспитания чемпиона, в ходе долгой и утомительной тренировочной работы. Именно этим и старается заниматься мой Фонд «Молодость нации», который Вы упомянули, – оказывать адресную помощь молодым и талантливым спортсменам, создавать условия для их развития и тренировок. Человек сам строит свою жизнь и определяет свою судьбу. Я придерживаюсь именно такой точки зрения. Можно сказать, что здесь я убежденный материалист… Все, чего достиг человек в своей жизни, возникает исключительно благодаря усилиям его или его близких. Ничего не дается нам свыше по мановению волшебной палочки или по взмаху руки. Современное общество – это очень сложное и многогранное понятие. Тот объем информации, который на нас сегодня обрушивается, то количество коммуникаций, которое нам приходится постоянно поддерживать, тот сумасшедший темп жизни, в котором мы все живем, требует от нас огромной концентрации, заставляет нас постоянно развиваться, получать новые знания, навыки и умения… И несмотря на все это, чтобы добиться успеха в современном обществе, женщине, на мой взгляд, не надо забывать, что она, прежде всего, женщина и должна оставаться ею при любых обстоятельствах. Любить и быть любимой, проявлять внимание и заботу к людям, стараться помочь им и принести пользу стране и окружающим. Таково мое глубокое и искреннее убеждение».

      Деятельность Алены Куратовой и Римы Баталовой – наглядное подтверждение вышеизложенного тезиса Д.С.Лихачева о том, что творчество – это добро, та энергия, которую ты составляешь вокруг себя. Для этих женщин творчество, наравне с добродетелью – их сущность, их образ жизни. Они помогают, подают пример, дают шанс, надежду и мечту тем, кто завтра будет строить свою жизнь, сохраняя, в том числе, будущее для всех нас.

      Заключение

      Личность склонную к творческой деятельности можно и нужно формировать. Только творческая личность способна созидать, преобразовать и способствовать сохранению жизни на Земле.

      Но становление творческой личности непростой процесс, состоящий из многих слагаемых. Среди них семья, свобода самовыражения, любовь к книгам и чтению, индивидуально-личностные качества, присущие конкретному индивиду. Формирует склонность личности к творчеству и привычка создавать собственные проекты в различных сферах.

      Главное помнить, что творческая личность, вовсе не обязательно должна проявить себя став великим композитором или известным художником, творческих подход индивид сможет продемонстрировать просто, создавав атмосферу добра вокруг, помогая тому, кто рядом. Что, по академику Лихачеву, и является главным проявлением творчества каждого из нас.


      02.04.2017