image

      Что является объектом в процессе реформирования общественно-государственной системы...

      Название: Что является объектом в процессе реформирования общественно-государственной системы на основе идеологии развития жизни как космопланетарного явления?
      Автор: А.А.Гапонов, Председатель Редакционного Совета газеты «Природа-Общество-Человек: Ноосферное Устойчивое Развитие», Президент Фонда «Светославъ», руководитель Отделения «Проектирования устойчивого развития» РАЕН.
      Материал статьи:


      Начиная ответ на вопрос об объекте проектно-ориентированного реформирования, кратко осветим основные положения предыдущих трёх разделов цикла.

      В них были даны ответы на следующие вопросы:

      «ЗАЧЕМ НУЖНА МЕТОДОЛОГИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ?»;

      «ПОЧЕМУ? КАКОВА ПРИЧИНА РЕФОРМИРОВАНИЯ?»;

      «КТО? КТО ЯВЛЯЕТСЯ СУБЪЕКТОМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ?».

      Особый период, в который вошла наша страна и весь мир в целом исключает возможность сохранения применявшихся ранее подходов и методов оценки окружающей нас действительности и планирования будущего. Несогласованный с законами природы подход, применявшийся ранее, был обусловлен исторически сложившимся характером общественных отношений и недостатком научных знаний о природе окружающей нас действительности; о законе исторического развития Жизни, как космопланетарного явления. Он опирался на устоявшиеся отношения в сфере религии, науки, философии, политики, права, социологии и экономики.

      Сегодня человечество подошло к грани, за которой оно (как геологическая сила, обладающая колоссальным потенциалом изменения окружающей действительности, господствующая в своих технических средствах над природой) становится в условиях отсутствия обоснованных, согласованных с законами Природы целями, опаснейшим фактором, способным прекратить существование планетарной Жизни. Ведущие умы человечества подошли к пониманию того, что Человек в своих целях подчинён законам Природы, задачам развития Жизни как космопланетарного явления. Поиск законных оснований своей разумной деятельности, т.е. таких законов Природы, опираясь на которые можно было бы выстроить всю систему общественно-политических и экономических отношений, сегодня является приоритетным в методологии реформировании общественно-государственной системы страны и мира.

      Сегодня сложилась ситуация, при которой только Россия, на протяжении времён воплощающая идею Спасения, несущая в себе Смысл как основу существования (в отличие от Западной модели организации общественных отношений, где смысл подчинён Существованию «сытых тел») способна к решению ключевой сверхзадачи. Она заключается в реализации модели ноосферного опережающего развития, способной вывести человечество из наступившего Особого периода (характеризующегося глобальным общемировым кризисом) на новый уровень своего космопланетарного развития в системе «природа-общество-человек»

      Приведем два высказывания, созвучных указанному утверждению.

      В.И.Вернадский: «В войне такого масштаба, в которой участвует наша страна, в конце концов победит тот, кто следует закону природы, кто выбрал ноосферный путь, потому что этот путь гармоничен с законом природы».

      Си Цзиньпин (из философского наследия Китая, на саммите стран БРИКС): «Пять пальцев – еще не кулак. Нужна идея. Такой идеей является гармонизированный мир на основе Великого единства Веры, Разума и Силы. Их интеграция и есть тот великий путь, который объединяет духовные, интеллектуальные и материальные возможности, создает гармонизированный мир».

      ВЕРА – РАЗУМ – СИЛА – вот смысловая конструкция правильной идеи реформирования общественно-государственной системы России на основе идеологии развития Жизни как космопланетарного явления.

      Рисунок 1. ВЕРА – РАЗУМ – СИЛА, как смысловая конструкция правильной идеи реформирования

      Модель будущей общественно-государственной системы России будет основана на проектно-ориентированной методологии реформирования, соединяющей Веру-Разум-Силу (Мощь) на основе фундаментального закона ноосферного развития Жизни как космопланетарного явления.

      Модель должна представлять собой систему проектов, горизонтально связанных между собой (необходимое условие) и вертикально связанных с законом развития Жизни (достаточное условие). Проекты, о которых идёт речь, должны стать проекциями закона развития Жизни в частных системах координат.

      Известно, что существуют два типа законов: законы права и законы Природы. Законы права люди пишут и принимают посредством голосования, но их можно отменить при определённых обстоятельствах тем же способом. Законы Природы люди открывают и отменить голосованием их нельзя. Они становятся общеобязательными. Нелепо голосовать за энергию, время, пространство и т.д. Класс этих законов нужно понять и научиться правильно применять.

      При определенных обстоятельствах можно отменить всё, что пишется и производится: можно отменить герб страны, можно отменить Конституцию, название страны, города, поселка, можно отменить любой принятый Парламентом закон. Но ни при каких обстоятельствах нельзя отменить Закон Природы:

      1. Нельзя отменить законы сохранения движения во времени и пространстве;
      2. Нельзя отменить законы сохранения циклического движения на всех уровнях мироздания;
      3. Нельзя отменить закон сохранения энергии;
      4. Нельзя отменить закон сохранения мощности;
      5. Нельзя отменить закон сохранения циклического развития Жизни как космического процесса

      Будучи однажды открытыми и многократно подтвержденными на практике, они становятся достоянием всего Человечества, становятся глобально независимыми от частных точек зрения. По этой причине Законы Природы – общеобязательны. Нарушение общеобязательных Законов Природы является главной причиной кризисов, конфликтных ситуаций – главной причиной Особого Периода, в котором находятся мир и наша страна. Эти законы следует открыть, познать и правильно использовать, включив в человеческие отношения, в логику и смысл, заложенные Космосом.

      Итак, ключевой вопрос, без решения которого невозможно вести плодотворное обсуждение методологии реформирования, можно поставить так: «Есть ли такой закон Природы, с которым следует соотнести деятельность человеческого сообщества для достижения целей ноосферного устойчивого развития?». Мы видим, что на этот вопрос возможны два и только два ответа — либо такой закон существует, либо такого закона нет. Это сразу делит всех участников обсуждения на тех, кто признает существование объективного закона развития Жизни, и на тех, кто наличие такого закона не признает. Если никакого объективного закона не существует, то развитие в системе «природа-общество-человек» осуществляется в форме случайного блуждания «по воле случая и власть имущих». В таком случае все точки зрения на пути будущего развития равноправны, и в этом споре ни одной из них нельзя отдать предпочтения. Это означает, что любую точку зрения на процесс развития Жизни и ее эволюции мы признаем столь же законной, как и противоположную ей. В этом споре нет правых и неправых. Каждый прав по-своему, но нет и продвижения вперед. Возникает топтание на месте, а также отставание с последующей деградацией, распадом системы на части и смертью.

      Подход с позиции отрицания существования объективного закона развития Жизни понятен. Действительно, нельзя привести ни одного примера устойчивого развития какого-либо живого объекта на протяжении всего времени его Жизни. Более того, не бросается в глаза какой-либо физический закон, на котором можно было бы построить научную теорию устойчивого развития. Тем не менее, Жизнь как космопланетарный процесс на протяжении четырёх миллиардов лет демонстрирует удивительную способность сохранять развитие, несмотря на огромное множество препятствующих факторов и, в том числе, различного масштаба катастроф. Эта способность Живого разрешать уже фундаментальное противоречие между индивидуальной смертностью и космопланетарной вечностью Жизни явилась основой выдающегося открытия Русской научной школы общего закона сохранения циклического развития Жизни как космопланетарного явления (Н.А.Умов, Д.И.Менделеев, С.А.Подолинский, К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский, Э.Бауэр, П.Г.Кузнецов).

      Закон сохранения циклического развития Жизни, в свою очередь, является проекцией фундаментального закона сохранения мощности, известного в науке со времен Лагранжа (механика), Максвелла (электродинамика), Г.Крона (тензорный анализ) и доведенного П.Г.Кузнецовым до предельного конструктивизма как общего закона Природы, первого для открытых систем, к которым относятся все живые системы от Человека до Человечества в целом.

      Здесь следует обратить внимание, что в обществе изменяется со временем все: изменяется количество и качество товаров, изменяется их ассортимент, изменяются цены, изменяется спрос и предложение, меняются правительства, меняются названия стран, меняется политическое устройство и формы собственности, меняется общественное и индивидуальное сознание, меняются все общественные институты, меняется каждый человек и человечество в целом, меняются наши представления о мире, о себе и окружающих. Все в обществе изменяется. Однако…

      Не изменяется закон: равенство полной мощности на входе в систему и полной мощности на выходе из нее.

      Здесь полная мощность на входе в систему – это годовое суммарное потребление системой всех видов ресурсов, выраженных в единицах мощности (ТВт, ГВт, МВт и т.д.) и характеризующие потенциальные возможности системы. Полная мощность на выходе из системы двойственна и состоит из двух частей: активной и пассивной:

      • 1. Активная мощность – годовой совокупный произведенный продукт в единицах мощности, характеризующий полную мощность системы или ее реальные возможности.
      • 2. Пассивная мощность – годовые потери мощности, характеризующие неиспользованные возможности или резервы системы.

      Схематично Закон сохранения мощности представлен на рисунке 2:

      Рисунок 2. Закон сохранения мощности

      Простейшая форма Закона сохранения мощности выглядит, как: N = P + G

      Где: N – полная мощность на входе; P – полезная мощность; G – потери мощности.

      Такова суть закона сохранения мощности как фундаментальной основы общего закона сохранения Жизни как космопланетарного процесса.

      Проекцией этого закона в систему координат сохранения развития Жизни является ноосферный закон сохранения циклического развития Жизни как общий закон Природы, который может быть записан на LT-языке следующим образом (Б.Е.Большаков):

      В ходе космопланетарного процесса имеет место сохранение:

      1. Качества с пространственно-временной LT-размерностью мощности:

      [L5T-5] = const;

      N = P + G.

      2. Циклического процесса роста полезной мощности с сохранением LT-размерности (качества) системы в целом:

      Здесь каждый член ряда является элементом цикла. Период цикла определяется тремя (иногда четырьмя) членами ряда и может быть рассчитан по формуле T = t3 (иногда t4), где T – период цикла, а t – эмпирически заданный шаг масштабирования (рис 3).

      Рисунок 3. Развитие Жизни как ускоряющийся волновой процесс

      Закон сохранения Жизни (или принцип живучести) – это утверждение о том, что Жизнь в открытой системе (в любой её части) сохраняется в течение периода Т, если имеет место выполнение необходимого и достаточного условий.

      • 1. Сохранение качества (класса систем) с размерностью мощности.
      • 2. Сохранение неубывающего роста полезной мощности в периоде Т.

      Закон прошел проверку космогеологическим и историческим временем. Он выражает сущность именно развития Жизни, а не ее деградации, несмотря на разрушительные (иногда катастрофические) воздействия внешней среды.

      В порядке осмысления сказанного, вспомним слова великого Владимира Ивановича Вернадского (1863-1945), изложенные в его работе: «Проблема времени в современной науке»: «Мы переживаем не кризис, волнующий слабые души, а величайший перелом научной мысли человечества, совершающийся лишь раз в тысячелетия, переживаем научные достижения, равным которым не видели многие поколения наших предков... Стоя на этом переломе, охватывая взором раскрывающееся будущее, мы должны быть счастливы, что нам суждено это пережить, в создании такого будущего участвовать. Мы только начинаем сознавать непреодолимую мощь свободной научной мысли, величайшей творческой силы Homo sapiens, человеческой свободной личности, величайшего нам известного проявления ее космической силы, царство которой впереди».

      Ученый предвидел нарастание противоречий в системе «природа – общество – человек». Понимал, что решение проблемы также имеется. Лежит оно в выборе человечеством вектора ноосферного развития, что соответствует второму биогеохимическому принципу, сформулированному В.И.Вернадским: «В биосфере право на жизнь получают только виды, необходимые самой биосфере для выполнения определенных функций и усиления тем самым биогенной миграции химических элементов». Главной движущей силой эволюции Человека как вида, начиная с момента возникновения древнейших людей и до появления человека современного типа, была трудовая деятельность.

      Наш соотечественник С.А.Подолинский (1850–1891) в своей работе: «Труд человека и его отношение к распределению энергии» связал человеческий труд с распределением и накоплением энергии в масштабе общества, планеты в целом. Он исследовал процесс труда и, отвечая на вопрос: «Что же такое труд?», ответил: «Труд есть такое потребление механической и психической работы, накопленной в организме, которое имеет результатом увеличение количества превратимой энергии на земной поверхности». Увеличение это может происходить или непосредственно – через превращение новых количеств солнечной энергии в более превратимую форму, или опосредованно - через сохранение от рассеяния, неизбежного без вмешательства труда, известного количества уже существующей на земной поверхности превратимой энергии.

      Таким образом, С.А.Подолинский впервые рассмотрел процесс труда как обмен потоками энергии между обществом и космической средой, ре­зультатом которого является неубывающий темп роста полезной мощно­сти общества. С.А.Подолинский показал, что: «жизнь в широком ее по­нимании… находится в противоречии со вторым началом термодинами­ки, что средством "преодоления" этого дезорганизующего, рассеиваю­щего начала является труд» как антиэнтропийный фактор, фактор соби­рания и увеличения превратимой энергии на планете.

      Советский ученый Э.С.Бауэр (1890-1937) в своей работе «Теоретическая биология» сформулировал общую закономерность истори­ческого развития, эволюции живого: «...в ходе возникновения разноо­бразия форм живых существ роль внешней работы становится все более важной, вследствие чего последняя должна увеличиваться. Эта законо­мерность является не прямой, а исторической, осуществляющейся с не­обходимостью через одиночное и случайное». Э.С.Бауэр впервые сформулировал «Всеобщий закон биологии», который в полной мере применим к любой живой системе, в т.ч. к человеческому обществу: «Все и только живые системы никогда не бывают в равновесии и исполняют за счет своей свободной энергии постоянную работу против равновесия, требуемого законами физики и химии при существующих внешних условиях».

      Там же Э.С.Бауэром был сформулирован «Принцип устойчивого неравновесия живых систем», изложенный в следующей редакции: «Для живых систем характерно именно то, что они за счет своей свободной энергии производят работу против ожидаемого равновесия».

      После приведенных выше фундаментальных оснований, изложенных в трудах Подолинского и Бауэра, мы подошли к такому ключевому понятию в процессе понимания функций живых систем, как цель существования живой системы и ее роли при формировании этой системы.

      Говоря о цели, как и о живых системах в целом, следует опираться на выдающиеся работы советского физиолога, академика П.К.Анохина (1898-1974), и его учении о функциональных системах. Являясь учеником академика И.П.Павлова, Анохин существенно развил идеи своего учителя и пришел к ряду основополагающих выводов. Среди них, в первую очередь, определение функциональной системы: «в нашей концепции результат оказывает центральное, организующее влияние на все этапы формирования функциональной системы, а сам полезный результат является, несомненно, функциональным феноменом, и поэтому мы назвали всю архитектуру такой системы функциональной системой». Таким образом, согласно П.К.Анохину: «результат является неотъемлемым и решающим компонентом системы, инструментом, создающим упорядоченное взаимодействие между всеми другими ее компонентами». И еще одна цитата: «Совершенно ясно, что цель к получению данного результата возникает раньше, чем может быть получен сам результат. Причем интервал между этими двумя моментами может равняться и минуте, и годам… Такая грандиозная роль результата во всех поведенческих актах животных и человека, естественно не может быть игнорирована, если мы хотим сформулировать системный подход и построить модель системы».

      Понятие цели в области развития живой природы как направленного, целесообразного движения в сторону эволюционного развития отмечал Лев Симонович Берг (1876-1950) – русский и советский зоолог и географ. В своих работах он последовательно развивал идею Номогенеза, или эволюции на основе закономерностей.

      Указанные положения имеют блестящее эмпирическое обобщение, сделанное В.И.Вернадским на основании анализа и синтеза биогеофизикохимического материала о явлениях планетарной жизни:

      1. Живое вещество – это открытая планетарная система космического процесса. Она представляет собой «трансформатор и накопитель» космической (прежде всего, солнечной) энергии.

      2. Живое вещество – геологически вечный процесс, протекающий на поверхности Земли около 4 млрд лет. Науке неизвестны в геологической истории Земли факты абиогенеза Отдельные части живого вещества – смертны, а живое вещество как целое – геологически вечный процесс.

      3. Живое вещество объединяет все многообразие явлений планетарной жизни, все его формы на протяжении всей геологической истории планеты, и поэтому живое вещество – не столько тело, сколько процесс, геологически вечный, волновой, динамический процесс.

      В.И.Вернадский писал: «Природные процессы живого вещества увеличивают свободную энергию. Все природные процессы в области естественных косных тел (за исключением явлений радиоактивности) уменьшают свободную энергию среды».

      Итогом логики научной мысли этих ярких представителей Школы Русского Космизма является вывод, сделанный представителями Международной научной школы устойчивого развития им. П.Г. Кузнецова: «Живое и косное (процессы рассеивания и процессы накопления энергии, процессы хаоса и порядка, жизни и смерти) объединяет то, что они протекают в пространстве–времени и находятся в компетенции закона сохранения мощности, в соответствии с которым любое изменение полезной мощности компенсируется изменением мощности потерь. Это значит, что закон сохранения мощности является общим законом Природы»

      Опираясь на вышесказанное, можно сделать вывод, что: «целью существования живых систем (ЖИЗНИ в целом) является их противодействие "преодоление" дезорганизующего, рассеивающего начала, называемого иначе – "смерть"». Именно этой цели подчинены все процессы, происходящие в природе. Именно этому должны быть подчинены процессы жизнедеятельности человеческого общества.

      Итак, мы явно показали безальтернативность подхода, при котором деятельность общества должна быть соотнесена с объективными законами Природы. Стало очевидно, что в случае нарушения законов права – страдает человек, при нарушении законов Природы – страдает человечество. Грандиозность задачи требует не только ее осмысления, но и подготовки людей, способных к проведению в жизнь столь значительных преобразований. Кто является субъектом проектирования космического будущего нашей страны? Кто они, эти люди, обладающие качествами для подобного реформирования общественно-политической системы?

      Создание такого класса систем является исторически беспрецедентным делом и требует наличия теории конвергенции и синтеза научных теорий и теории конструирования. Мы полагаем, что другим названием, объединяющим указанные аспекты, является теория проектирования будущего устойчивого развития мира. Все это крайне сложные, требующие глубокой научной проработки вопросы. На них и ориентированы работы Международной научной школы устойчивого развития им. П.Г.Кузнецова. Их частично освещает цикл публикаций, представленных в научно-образовательной газете Международной научной школы устойчивого развития им. П.Г.Кузнецова – «Природа – Общество – Человек: Ноосферное Устойчивое Развитие» (выпуски № 1-5 за 2015-2017 гг.). Основной замысел состоит в том, чтобы в связном и явном виде показать возможный комплекс научных идей, дающих возможность исследовать, сконструировать и организовать работу в системе «природа – общество – человек», показать то, какими качествами должен обладать человек, способный и реализующий свою способность управлять подобными процессами, то есть генеральный конструктор будущего.

      Для реализации поставленной задачи надо ясно осознавать следующее. Необходимым и достаточным условием непрерывного развития общества являются люди, способные выдвигать и воплощать в жизнь идеи, которые обеспечивают при их ре­ализации рост возможностей общества. В то же время растущие возможности общества используются наиболее эффективно, если общество формирует человека, способного выдвигать и воплощать в жизнь идеи. Говоря естественнонаучным языком: развитие общества – это творческий процесс, направленный на изменение направления и скорости движения потоков свободной энергии (полезной мощности) в Пространстве и Времени. Это изменение достигается за счет реализации идей, возникающих в головах людей. Сформулированные условия являются справедливыми для любого типа общества, любой страны, любой организации, независимо от ее политического устройства и формы собственности.

      Конечно, для каждого конкретного общества (страны) механизм материализации идей имеет свои специфические формы. Однако общим является правило: «общество, способное использовать идеи, появляющиеся в сознании отдельного индивидуума, для роста возможностей общества как целого и использующее рост возможностей общества как целого для формирования индивидуума, способного генерировать новые идеи, будет обладать наиболее быстрым темпом роста возможностей».

      Проведение в жизнь целей устойчивого развития, согласованных с Законом развития Жизни на Земле и в Космосе, требуют совершенно иных по уровню и качеству подготовки людей. Людей, способных и реализующих свою способность к творчеству, во имя развития Жизни. Людей, объединяющих в себе качества исследователя, конструктора, организатора и учителя. Такие люди должны стать конструкторами будущего и инженерами истории. Их мировоззрение должно быть построено на логике проектного управления сохранением и развитием Жизни как космопланетарным явлением.

      Под проектным управлением устойчивым развитием мы понимаем профессиональное управление изменениями, удовлетворяющими требованиям устойчивого развития с применением инновационных технологий. В свою очередь проект устойчивого развития – это идеальный образ будущего изменения проектируемого объекта в ограниченном времени и пространстве, с установленными требованиями устойчивого развития к качеству результатов и используемым технологиям, возможными рамками расхода ресурсов и специальной организацией. При этом субъект, осуществляющий создание подобных структур, должен выступать сразу в трех лицах: в качестве исследователя, конструктора, организатора. Позднее, со временем, реализуя полученные знания и опыт, он переходит в четвертое качество и выступает в роли наставника – учителя.

      Специалист как исследователь имеет на входе некий объект природы: наблюдает его динамику во взаимодействии с окружающим миром. Владея теорией и логикой проектирования, исследователь на выходе должен уметь: сформулировать идею-закономерность развития объекта; провести экспериментальную проверку; оценить ближайшие и отдаленные последствия реализации идей.

      Этот же специалист, но как конструктор, имеет на входе проектные идеи – закономерности развития объекта. На выходе осуществляет воплощение идеи в продукт посредством разработки прототипа новой конструкции, обеспечивающей более эффективное развитие объекта. Нетрудно видеть, что наличие двух проекций: 1) от природы к идее и 2) от идеи к природе, обеспечивают технологический цикл проектирования изменений в окружающем мире.

      Однако это еще не полный цикл. Требуется организовать реализацию новой конструкции и доведение ее до потребителя, т.е. до результата с эффектом. Эту задачу решает специалист как организатор, который имеет на входе опытный образец новой конструкции, на выходе организует ее эффективную реализацию и несет ответственность за результат.

      Исследователь-конструктор-организатор выполняет функцию проектирования будущего на основе фундаментальных принципов развития жизни в целях ускорения возможностей удовлетворять потребности общества за счет уменьшения потерь времени и энергии. Только на такой научно-образовательной базе новое поколение сможет выйти на тот интеллектуальный уровень, который требуют сложность и скорость происходящих в мире перемен.

      Полученный специалистом, профессионально действующим в триединой логике устойчивого развития, опыт становится надежным основанием для передачи знаний и навыков в области проектирования и управления устойчивым развитием социотехнической системы любого масштаба. Такой специалист переходит в новое качество – в качество учителя. Подобные учителя-наставники должны стать надежной опорой в образовании нового поколения наших соотечественников. Симбиоз науки и образования в сегодняшнем дне становится необходимым условием и эффективным механизмом развития общества, преображения России, национальной безопасности, условием устойчивого развития и перехода в современное развитое общество XXI века.

      При исследовании вопроса о качествах и компетенциях, которыми должен обладать генеральный конструктор будущего, сформированный в триединой логике исследователя, конструктора и организатора нельзя обойти стороной такой основополагающий вопрос как план. Под планом мы понимаем совокупность действий и их результатов, необходимых для достижения цели. Внешним аналогом термина «план» является заданная компьютерная программа.

      Человеческая память под этим углом зрения рассматривается нами, как состоящая из двух частей. Первая часть памяти, эквивалентная долговременной памяти машины, обозначается как хранилище «образов». Вторая часть памяти, эквивалентная оперативной памяти машины, содержит программу или план. Хранилище образов разделено на две части: образ возможности и образ цели или образ возросшей возможности. Утверждается, что каждая достигнутая цель есть средство, увеличивающее (по крайней мере, не уменьшающее) возможность личности и общества.

      Для более прочной связи с обыденными мерами можно считать, что мерой возможности являются деньги, под которыми важно понимать не абстрактную денежную единицу с ее традиционными функциями (обмена, универсального эквивалента, накопления и т.д.), а как реальный выразитель меры мощности (выраженный на универсальном LT-языке), т.е. возможностей удовлетворять ту или иную общественную потребность. Цели при этом выражаются через рост количества денег (обеспеченных реальной мощностью денежных единиц). Темп роста денег дает величину интереса или значимость цели. План есть то, что соединяет исходную возможность в начальный момент времени и возросшую возможность в конечный момент времени. Наличие плана в оперативной памяти личности описывается термином «цель», «намерение», «желание». Верно и обратное: каждой цели, намерению или желанию человека соответствует наличие плана в оперативной памяти. С другой стороны, план есть то, что преобразует возможность в действительность.

      Таковы вкратце характеристики, которыми должны обладать субъекты стратегического действия, задача которых - проектно-ориентированное преобразование нашей страны и мира в целом, и приведения систем ее жизнедеятельности и жизнеобеспечения в гармонию с законами Природы.

      В процессе перестройки биосферы в Ноосферу происходит цивилизационная трансформация: на смену позднеиндустриальной (техногенной) цивилизации приходит качественно новая ноосферная цивилизация, требующая гармоничного развития в системе «природа – общество – человек», то есть обеспечения совместимости (соразмерности) человеческой деятельности с законом сохранения циклического развития Жизни как космопланетарного явления. Да, такой переход закономерен. Он обусловлен законами Природы. Законом сохранения мощности, вытекающим из него Законом развития Жизни, который в свою очередь лежит в основе Закона исторического развития общества. Но, являясь особым периодом жизни нашей планеты, он таит в себе страшные угрозы существованию не только Человечества как вида, но и биосферы в целом. Ответом на эти угрозы должны стать коренные преобразования в системе мировоззрения, воспитания и образования. Не сделаем их сегодня, не бросим все силы на формирования нового человека, способного и реализующего свою способность к сотворчеству во имя развития жизни – завтра будет поздно. Будет необратимо поздно. Так давайте действовать, и действовать сообща, умно, твердо, убежденно и неотвратимо.

      Итак, мы сделали краткое описание содержания предыдущих трех частей настоящей работы. Теперь перейдем к ответу на вопрос:

      «ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ОБЪЕКТОМ РЕФОРМИРОВАНИЯ (ПРОЕКТИРОВАНИЯ)?».

      Разрабатывая методологию реформирования общественно-политической системы «Россия», необходимо применять концептуальный подход и методологию, универсально применимую к объекту любого уровня. От муниципального образования до мира в целом. Это существенно усложняет задачу, однако, в условиях новых технологических, информационных и социально-экономических реалий, такой подход, опирающийся на объективные естественно-научные основания и законы сохранения и развития, является единственно приемлемым, способным согласовать существующие ныне противоречия и сделать их движущей силой развития.

      Иерархически можно выделить семь уровней региональных объектов проектирования:

      1. Мировой: объектом проектирования является мир в целом;

      2. Международный: объектом является группа стран;

      3. Национальный: объектом является страна в целом;

      4. Федеральный: объектом является федеральный округ конкретной страны;

      5. Областной: объектом является область конкретного федерального округа и страны;

      6. Районный: объектом является район конкретной области, федерального округа и страны;

      7. Муниципальный: объектом является город конкретного района, области, федерального округа и страны.

      Методология проектирования позволяет и дальше сегментировать объекты реформирования, опускаясь вплоть до управления параметрами развития отдельного человека. Однако в рамках данной работы мы рассматриваем в качестве объекта проектирования третий уровень региональных объектов – национальный, т.е. нашу страну. Говорить об аспектах её культурно-исторической, географической, политической, религиозной и социологической особенностей, как бы ни хотелось, не станем. Настоящая работа ставит своей целью демонстрацию концептуального подхода реформирования регионального объекта любого масштаба: от сельского поселения до межгосударственного и общепланетарного уровня. Такой подход является скорее инженерным, чем гуманитарным, и требует известной доли универсальности. В нём отражена логика проектирования устойчивого развития, с выходом на заданную цель, соотносимую с логикой закона развития жизни как космопланетарного явления, и человеческого общества как её производной. Отдавая дань научно-популярному формату публикации, постараемся раскрыть суть подхода, не произнося «наукообразных слов», в то время как в положении для экспертов и специалистов может быть предложена соответствующая теория и методология, разработанная Международной научной школой устойчивого развития им. П.Г. Кузнецова, в которой нет скидок на знание научного значения терминов.

      Предлагаемый нами подход рассматривает региональный объект, как ограниченную в пространстве часть (подсистему) системы «природа – общество – человек», имеющую природные ресурсы, население и систему управления, ведущую деятельность по жизнеобеспечению и управлению развитием.

      Система «природа – общество – человек» – это взаимодействие естественных, экономических и социальных процессов, связанных между собой преобразованием потоков энергии, веществ и информации. Деятельность по жизнеобеспечению объектов проектирования направлена на создание, обновление и развитие систем жизнеобеспечения, без которых ни один человек не может существовать, т.е. не может сохраняться и развиваться.

      К числу систем жизнеобеспечения относят:

      1. Здоровье как управляемая система, которая обеспечивает физическое, интеллектуальное и духовное здоровье человека и общества.

      2. Питание и вода – управляемая система, которая обеспечивает население и производственные процессы продуктами питания и воды.

      3. Транспорт – транспортная система, которая обеспечивает перемещение груза и пассажиров до места назначения на различные расстояния. Элементами транспортной системы являются транспортные (технические) средства, пути сообщения, система управления.

      4. Энергетика - управляемая система, которая обеспечивает человека и региональные объекты энергоресурсами, используя различные носители энергии (нефть, газ, уголь, электроэнергия и др.). Выделяют четыре стадии управления энергетикой: извлечение энергоресурсов, переработка, транспортировка, потребление и утилизация отходов.

      5. Металлы и материалы – управляемая система, которая обеспечивает производственные процессы металлами и материалами с заданными свойствами.

      6. Жилье – управляемая система, которая обеспечивает безопасность от внешних негативных воздействий окружающей среды посредством строительства и обустройства жилого пространства.

      7. Наука и образование – управляемая система, которая обеспечивает сохранение, развитие и передачу знаний и умений в виде новых идей, проектов, техники и технологий, продуктов, товаров и услуг.

      8. Управление и информация – обеспечивает эффективное и согласованное управление в системе «природа – общество – человек» посредством создания баз данных, информационно-телекоммуникационных систем, систем поддержки принятия решений и других информационных технологий.

      В рассматриваемых системах жизнеобеспечения эти «потребности» упорядочивались по краткости продолжительности жизни, без удовлетворения той или иной неисчезающей потребности. Каждая неисчезающая потребность Человека, как элемента государственной системы, порождает задание на разработку той или иной подсистемы в системе жизнеобеспечения.

      Между возможностями и потребностями социально-экономической системы существует взаимосвязь:

      • мерой возможности является мощность на заданное время;

      • мерой потребности является возросшая мощность, которой система в данное время не располагает, но которую необходимо иметь для перехода к устойчивому инновационному развитию.

      Нельзя произвести ни одного продукта, товара, услуги, не затратив при этом времени и энергии или потока энергии, то есть мощности.

      Устойчивое инновационное развитие – это процесс роста возможностей удовлетворять неисчезающие потребности государства, выраженные в единицах мощности, за счет повышения качества управления и реализации новаций (перспективных идей, более совершенных технологий, прорывных проектов), обеспечивающие неубывающий темп роста эффективности использования ресурсов и больший доход, уменьшение потерь в условиях негативных внешних и внутренних воздействий.

      Для определения устойчивости развития используется формализованный принцип устойчивого развития в терминах закона сохранения мощности, на основе которого строятся модели интегральной оценки социального могущества и комплексной мощи страны и мира. В терминах закона сохранения мощности устойчивость развития определяется неубывающими темпами роста полезной мощности, которые обеспечиваются за счет роста эффективности использования полной мощности и сокращения потерь мощности посредством реализации новых технологий и повышения качества управления. В работах Научной школы устойчивого развития показано, что мощность является мерой безопасности и устойчивого развития стран мира в системе «природа – общество – человек».

      По определению Х.Шофэна (КНР), комплексная мощь государства – интегральный показатель экономического, политического, научно-технического и других потенциалов страны; включает в себя совокупность факторов, определяющих способность страны развиваться, сопротивляться трудностям, внешнему давлению, дезинтеграционным процессам, отстаивать свою систему ценностей.

      Совокупная мощь государства (Р.С.Клайн, США) – это совокупность материальных и духовных сил страны и способность мобилизовать их для достижения поставленных целей. Она складывается из экономических, социальных, научно-технических, политических и других потенциалов (факторов), роль которых обусловлена рядом важных обстоятельств.

      В терминах измеримых величин комплексная мощь системы – это совокупная мощность, элементами которой являются полная мощность на входе, активная мощность на выходе, мощность потерь, эффективность использования полной мощности.

      Комплексная мощь страны – это полная мощность страны в мире с учетом эффективности сфер жизнедеятельности страны и оценки новаций. Эффективное управление развитием социотехнической системы государства связано с целевым управлением в следующих сферах жизнедеятельности:

      1. Мировоззрение, идеология, религия: формирование интегрирующей идеи;

      2. Политика и управление: безопасность, продолжительность жизни и темпы роста численности населения страны, расстояние до лидера по качеству жизни человека и семьи. Увеличение социального могущества страны, уменьшение нереализованных возможностей.

      3. Социальная сфера: качество жизни человека как прямое произведение нормированной средней продолжительности жизни, совокупного уровня жизни (благосостояния) в единицах мощности и качества окружающей природной среды.

      4. Наука и образование: интеллектуальные возможности общества, определяемые временем удвоения полезной мощности страны.

      5. Экономика: конкурентоспособность или темп роста полезной мощности общественной системы.

      6. Экология: характеризует антропогенную нагрузку в системе «общество-природа» и проявляется через качество окружающей природной среды (качество окружающей природной среды – отношение мощностей потерь текущего и предыдущего года).

      7. Технологии: эффективность использования полной мощности системы или обобщенный коэффициент полезного действия технологии (КПД технологии).

      Технология проектирования регионального устойчивого развития включает правила и процедуры, распределенные по пяти этапам (рис. 4):

      1. Правила и процедуры расчета существующего состояния – возможностей проектируемого регионального объекта;

      2. Правила и процедуры расчета необходимого состояния – потребностей регионального объекта;

      3. Правила и процедуры расчета проблем;

      4. Правила и процедуры планирования решения проблем;

      5. Правила реализации и контроля исполнения плана.

      Рисунок 4. Этапы проектирования регионального устойчивого развития

      Целью проектирования регионального устойчивого развития является повышение социального могущества страны. Оно определяется темпами роста качества жизни человека за счет изменения темпов роста компонентов: продолжительность жизни, совокупный уровень жизни в единицах мощности, качество окружающей природной среды.

      Мы рассмотрели социотехнический аспект объекта реформирования. Увидели государство, как объект проектирования на началах, соотносимых с объективными законами сохранения и развития жизни. Инструменты реформирования, разработанные Международной научной школой устойчивого развития им. П.Г.Кузнецова позволяют осуществить такое реформирование при наличии политической воли и права у лиц, ответственных за принятие соответствующих решений на государственном уровне.

      Однако, говоря об объекте проектирования, нельзя не затронуть такой важный момент, как реализация этих преобразований и реформ. Очевидно, что государство, как могучий механизм преобразования реальности, состоит не только из граждан, как элементов подсистемы. Оно во многом держится на ячейках гражданского общества, как составных элементах наиболее пассионарной части народа. Для проведения в жизнь предлагавшихся ранее целей и задач, потребуется вовлечение в активную деятельность по преобразованию широкие массы населения страны. Необходима мобилизация, целью которой станет формирование корпуса компетентных специалистов, обладающих качествами, знаниями и навыками, необходимыми для проведения в жизнь столь масштабного проекта. Как говорилось ранее, необходимым и достаточным условием непрерывного развития общества являются люди, способные выдвигать и воплощать в жизнь идеи, которые обеспечивают при их ре­ализации рост возможностей общества. В то же время растущие возможности общества используются наиболее эффективно, если общество формирует человека, способного выдвигать и воплощать в жизнь идеи. Говоря естественнонаучным языком: развитие общества – это творческий процесс, направленный на изменение направления и скорости движения потоков свободной энергии (полезной мощности) в Пространстве и Времени. Это изменение достигается за счет реализации идей, возникающих в головах людей.

      Таким образом, очевидно, что необходимо напряжение всех сил общества и государства в деле проведения в жизнь указанных преобразований. Одним из механизмов, позволяющих сделать это, является Общественно-государственное партнёрство между системой самоорганизованного общества и властными структурами государства. Общественно-государственное партнёрство – это Союз, сотрудничество и взаимодействие, комплементарные, взаимодополняющие отношения двух важнейших частей социума – государства и общества в целях противодействия внешним и внутренним угрозам, устойчивого развития страны, организации в ней новой жизни и наведения порядка. Причем взаимодействие может и должно осуществляться на уровне хорошо организованных, качественных, зрелых и ответственных субъектов, какими являются государственные органы, власть и эффективная система самоорганизации народа – Гражданское общество.

      Термин «Гражданское общество» известен со времён Аристотеля, который одним из первых упоминает об «объединениях свободных и равных граждан», которые стали впоследствии называться Гражданским обществом. В современном широко распространённом значении Гражданское общество, по мнению академика В.Н.Умникова, – это «совокупность отношений в экономике, культуре, социальной и духовной и других сферах жизни, развивающихся в рамках демократического общества независимо, автономно от государства».

      Гражданское общество – это система институтов свободы, отстаивающих частные интересы граждан. В текущих непростых для России условиях, и тем более в свете разрабатываемой в статье проблемы необходимости реформирования общественно-государственной системы на началах, согласованных с законом развития Жизни, эта функция Гражданского общества многократно актуализируется. При этом оно несет основной груз ответственности за восстановление справедливости, защиту интересов граждан, удовлетворение их корпоративных потребностей. Ставит задачу по переориентированию государства в сторону более эффективной его деятельности, смены курса, обеспечения внутренней и внешней безопасности, по усилению нормативно-законодательной, организующей, регулирующей и контролирующей функций в интересах народа.

      Исходя из этого, стратегической целью формирующегося Гражданского общества в России и внедряемого принципа Общественно-Государственного партнерства является смена организации жизни и управления территорией, мирный вариант переформатирования власти с участием и с помощью самой власти, изменения ее качества и содержания, переход к стратегическому планированию развития регионов.

      О Великом Социальном Синтезе, Союзе общественной и государственной составляющих в социуме, об их комплементарных отношениях, о налаживании сотрудничества и взаимодействия размышляют не только лучшие люди современности, а мечтали еще философы и мыслители в далеком прошлом. Такого Союза, диалектического равновесия в полной мере еще не было в истории человечества.

      Общественно-Государственное партнерство может стать новым цивилизационным кодом в развитии стран и народов без войн и революций. Именно оно способно дать мобилизационный толчок для подготовки генеральных конструкторов будущего и инженеров истории. Людей способных и реализующих свою способность к творчеству во имя развития жизни как космопланетарного явления!


      14.08.2017 18:31