image

      «Устойчивое развитие» у П.Г.Кузнецова принципиально иное, чем у Римского клуба

      Автор: Б.Е.Большаков
      Материал статьи:

      Получилось так, что я оказался последним человеком, который видел Побиска в последний день его жизни. Мы обсуждали с ним монографию «Система "природа-общество- человек": устойчивое развитие». Смерть Побиска Георгиевича не дала возможности тщательно обработать эту мо­нографию, она вышла сыроватой, но дает представление о целостности идей Побиска Георгиевича, охватывающих мировоззрение, философию, математику, физику, естественные науки, общественные науки, ведущих к проектированию будущего.

      Побиск Георгиевич говорил, что не велика заслуга в том, что амери­канцы впервые узнали от нас о концептуальном проектировании. Не ве­лика заслуга в том, что мы умеем пользоваться математикой в отличие от простого знания математики. Велика заслуга в том, что мы регулярно, на протяжении 40 лет обсуждали возможные пути развития человечества.

      Когда в 1968-м году я познакомился с Побиском Георгиевичем, первый вопрос, который он мне задал: «А как ты думаешь, как измерять могущество страны?» Я, как мог, ему ответил. Он говорит: «Да нет, до­рогой мой, надо его измерять тем, насколько она способна в единицу вре­мени накормить и напоить людей и вообще, все живое». И снова вопрос: «А как ты думаешь, какой критерий развития?» И, не давая мне возмож­ности ответить, говорит: «Это максимальные темпы роста полезной мощ­ности, неубывающие темпы роста полезной мощности». В этих идеях за­ключена, оказывается, одна любопытная вещь. Все здесь присутствую­щие, почитающие Побиска Георгиевича, знают, что теперь мы спокойно можем говорить о законе исторического развития. Но важно сознавать, что этот взгляд резко отличается от критериев устойчивого развития, ко­торые предложены ООН. И от представлений об устойчивом развитии, вытекающих из концепции Римского клуба.

      Идеологи этой концепции го­ворят о пределах роста, о необходимости нулевого роста, и вдруг мы слы­шим о максимальном неубывающем темпе роста полезной мощности че­ловечества как целого.

      Мы все знаем, что в соответствии с одним из принципов термодина­мики, мир движется к хаосу, а в соответствии с другим принципом, мир движется в ноосферу. Куда же движется человечество, к хаосу или к ноосфере? Можно ли сформулировать принципы, из которых эти два сле­дуют?

      В этой аудитории, я думаю, большинство людей не просто знают закон сохранения мощности, но и владеют им. Этот закон – фундамен­тальный закон природы. Побиск постоянно обращал внимание на то, что он открыт Максвеллом, Лагранжем. Мы прекрасно знаем, что в действи­тельности довел его до сознания общественности Побиск Георгиевич Куз­нецов. Заметьте, что принцип неубывающего темпа роста полезной мощ­ности, можно сказать, тесно связан с законом сохранения мощности.

      За этот год прошли четыре форума, инициатором которых была Ад­министрация Президента Российской Федерации. Эти форумы были свя­заны с проблемами экологии и устойчивого развития. На этих форумах Олегом Леонидовичем Кузнецовым, соавтором последней книги Побиска Георгиевича, и мной была высказана идея отработки «стратегии Вернад­ского–Кузнецова». Мы стремились связать имена Вернадского и Куз­нецова.

      Побиск Георгиевич довел до максимального конструктивизма идеи русского космизма. Сумел выразить цели русского космизма в таких тер­минах, достижениями которых можно управлять. Это очень хорошо на­писано СП.Никаноровым в книге, которая посвящена П.Г.Кузнецову.

      Но не только это дало основание связать имена Вернадского и Кузне­цова. Уже 50 лет мы знаем идею ноосферы Вернадского, пытаемся внед­рить в сознание эти идеи и основанное на этих идеях мировоззрение. Но они мало внедряются. Возникает вопрос, почему же так мало и так мед­ленно? А потому, что не хватало прикладной теории, метода. Их-то и дал Кузнецов. Он дал научное мировоззрение, где понятия выражены в мере, как единство качества и количества. Он дал не только научное мировоз­зрение, теорию, метод – по отдельности, а дал целостную систему миро­воззрения, теории, метода.

      В отличие от великих предшественников эта целостность позволяет нам не только верить, не только знать, не только понимать, но и уметь что-то делать правильно.

      <…>

      16.08.2016 14:35