image

      Конструктивное мировоззрение Вернадского–Кузнецова должно стать частью культуры общества

      Автор: Л.С.Болотова
      Материал статьи:

      Я – президент отделения проблем общественного развития Междуна­родной академии информатизации.

      Побиск Георгиевич являлся академиком по этому отделению. <…>

      Наше отделение проводило каждый год международные конгрессы по общественному развитию в рамках форумов по информатизации, которые были в Кремле. Наши конгрессы были необыкновенно содержательны. Побиск Георгиевич был их непременным участником. Благодаря ему для меня стали близкими идеи физической экономики Ларуша, идеи Подолинского. Он дал мне эти книги, и мы начали их обсуждать.

      У меня ощущение вины. Я живу с этим ощущением вины, не только моей личной, но вины нашего общества, которое не умеет воздавать че­ловеку по его духовному достоинству тогда, когда он жив. Мне кажется, что это важнейшая характеристика культуры нашего общества. Я благо­дарна Кузнецову за все то, что я стала понимать благодаря ему, он все время со мной. Я всегда помню об этом.

      <…>

      Если говорить о задачах научного сообщества в постановке целей че­ловечества, для чего мы сегодня собрались, то мне хотелось бы сказать следующее.

      Конечно, проблемы нашего общества в основном связаны с мировоз­зренческими проблемами. Сегодня мы на всех углах кричим, и даже в концепции устойчивого развития, которая принята на уровне государства, написано, что мы переходим в ноосферную концепцию устойчивого раз­вития. А что это такое? Я многих спрашиваю, что такое конкретно ноосферная цивилизация, ноосферное мышление, ноосферное устойчивое развитие. Что это такое? Но говорить конкретно можно только тогда, когда известно, что это такое. Этот вопрос, мне кажется, совершенно не разработан.

      Чтобы мировоззрение действительно стало мировоззрением нашего об­щества, надо печься обо всем мировом сообществе. Все мировое сообще­ство должно перейти в новое мировоззрение. Но оно станет мировоззре­нием общества только тогда, когда станет элементом культуры. А это значит, что сегодня огромную роль играет просвещение, ориентация просве­щения и образования. Я – профессор Московского института радиотех­ники, электроники и автоматики, и я хорошо знаю, как сегодня ориенти­рована молодежь, какие у нее цели, какие у нее устремления и какое у нее мировоззрение. Я должна сказать, что это – антиэкологическое, античеловеческое, антиприродное мировоззрение. Новое поколение не воспитывают ни в детском саду, ни в школе, ни в ВУЗе, который готовит специалистов. Считается, что мировоззрение – это дело десятое. Мне ка­жется, это – главнейший вопрос. Мы можем решить стоящие перед нами проблемы, только перейдя на это новое мировоззрение, создать совершен­но новое поколение, которое будет включено в целое божественное кос­мическое начало. Слияние идей Вернадского о ноосфере и конструктив­ных представлений Побиска Георгиевича могут сыграть огромную роль в отработке самого мировоззрения и в том, чтобы оно стало достоянием культуры. Пока такое мировоззрение не станет достоянием культуры, оно не будет жизненным.

      <…>

      16.08.2016 14:51