image

      Ноосферное устойчивое развитие – это просто, если претворить в жизнь идеи П.Г.Кузнецова

      Доклад на международной научной конференции, посвященной 90-летию П.Г.Кузнецова
      Авторы:
      Б.Е.Большаков Б.Е., заведующий кафедрой устойчивого инновационного развития Государственного университета «Дубна», академик РАЕН, д.т.н., профессор
      Кузнецов О.Л., Президент Государственного университета «Дубна», Президент РАЕН, д.т.н., профессор
      Материал статьи:

      Введение

      Многие знают, что Побиск Георгиевич Кузнецов еще при жизни стал Легендой. Ему посвящены десятки книг, в том числе три еще при его жизни.

      Трудно представить, чтобы узник сталинских лагерей стал еще в 70-х годах ХХ века главным конструктором Ставки Верховного главнокомандующего (на особый период), соединяя в единое целое управление народным хозяйством, вооруженными силами и идеологией.

      Великий Р.Л.Бартини, которого академик С.П.Королев называл своим учителем, считал П.Г.Кузнецова своим теоретиком. Выдающийся американский мыслитель, ученый-энциклопедист Линдон Ларуш назвал П.Г.Кузнецова современным русским Леонардо да Винчи, поставил его в один ряд с другим выдающимся мыслителем и ученым, академиком В.И.Вернадским.

      Сама Жизнь постоянно подтверждает правильность и возрастающую с ускорением актуальность его научных идей и открытий.

      На сегодня в мире сложилась критическая ситуация – особый период, когда без практической реализации фундаментальных результатов П.Г.Кузнецова переход к устойчивому развитию Человечества стал невозможен. Почему?

      Особый период, или куда движется мир, страна, человек?

      Современный мир находится в особом периоде, который В.И.Вернадский назвал «великим переломом мысли Человечества». Это особая «точка сингулярности», из которой есть два исхода: Смерть (которую Бог не сотворял) или Жизнь (Ноосфера по Вернадскому). Крайне важно иметь общий закон, правильное применение которого в управлении обществом обеспечит победу Жизни над Смертью (рис. 1). Именно такой общий закон и открыл П.Г. Кузнецов, развивая идеи своих великих предшественников: Д.И. Менделеева, К.Э.Циолковского, С.А.Подолинского, В.И.Вернадского. Речь идет о фундаментальном законе сохранения мощности как общем законе Природы. Он утверждает сохранение модуля обменного потока энергии, выраженного на универсальном языке пространственно-временных величин. Проекцией этого закона в частные системы координат являются управляемые исходы особого периода, которые представляют собой явно нелинейные процессы борьбы за мощность и возможность ее использования в определенных интересах. Используемые в управлении этими процессами методы являются неадекватными, т.к. не гарантируют устойчивость развития Жизни. Требуются адекватные методы, которые дают возможность создать объединенную движущую силу развития Жизни на основе фундаментального закона.

      Рис. 1. Куда движется мир, страна, человек?

      Независимо от этого открытия эксперты ООН объявили, что они могут согласовать свою деятельность с законами Природы. Но с какими законами – не сказали.

      Сложилась парадоксальная ситуация.

      В науке известны фундаментальные законы сохранения. Но причем тут устойчивое развитие? Любое развитие – это всегда изменение «чего-то». Но как может «что-то» изменяться и одновременно устойчиво сохраняться, то есть не изменяться?

      В науке известны фундаментальные принципы изменения. В соответствии с одним из них – мир движется к хаосу. В соответствии с другим – в ноосферу к Разуму. Куда же движется мировое сообщество: к хаосу или к ноосфере? Какой закон природы мы должны использовать, чтобы ответить на вопрос?

      Каждый человек, народ и любая живая система является заложником своих начал:

      1.накопления свободной энергии,

      2.рассеивания свободной энергии.

      Борьба этих начал сопровождает всю жизнь: на этапе развитие доминирует первое, а на этапе деградация – второе начало. Но может быть есть третье начало, под контролем которого находятся эти.

      Вывод Комиссии Брундтланд согласуется с необходимостью устранения последствий рассеивания свободной энергии, но не содержит правил накопления свободной энергии.

      Если собрать все учебники Высшей школы от философии, математики, физики до экономики и права, то обнаруживается удивительная вещь: Законов природы, с которыми нужно согласовывать практическую деятельность, чтобы обеспечить устойчивое развитие общества во взаимодействии с окружающей средой, в учебниках просто нет.

      Все хорошо известные законы сохранения справедливы для замкнутых систем. Однако наш мир живой природы, включая Человека и Человечество в целом, – явно открытая по потокам энергии система.

      Известен ли науке закон сохранения, справедливый для открытых систем, из которого следуют указанные выше два фундаментальных принципа?

      Если такого закона нет, то нет и никакой гарантии, что даже при наличии у всех стран своих национальных программ развития – мир в целом будет устойчиво развиваться.

      Почему? Да потому, что все равно это будет частная позиция, выражающая лишь «мгновенные» интересы на «бесконечно малом» отрезке исторического времени, без учета накопленного Человечеством опыта за миллионы лет своего существования и развития, без учета законов эволюции всего Живого на Земле на протяжении 4-х миллиардов лет.

      <…>

      Мы обращаемся к мировому научному наследию. На рис. 2 представлены портреты великих предшественников Побиска Георгиевича Кузнецова. Среди них: Н. Кузанский, И. Кеплер, И. Ньютон, Ж.Л. Лагранж, И. Кант, Г. Гегель, К. Маркс, Ф. Энгельс, Н.Ф. Федоров, С.А. Подолинский, Н.И. Лобачевский, Д.И. Менделеев, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, Э.С. Бауэр, Г. Крон, Р.Л. Бартини, и многие другие. Каждый из них внес неоценимый вклад в мировую науку, научное мировоззрение и миропонимание, оказал влияние на развитие идей П.Г. Кузнецова.


      Рис. 2. Выдающиеся мировые ученые и философы

      Каждый из них – гений. В их ряду находится и Побиск Георгиевич.

      Что сделал П.Г.Кузнецов в науке

      В табл. 1 представлены новые научные результаты, полученные П.Г.Кузнецовым. Невозможно себе представить, но, тем не менее, факт, что П.Г.Кузнецов получил новые фундаментальные результаты практически в каждой науке: философия, математика, физика, химия, биология, медицина, экономика и экология, социология, история, право, психология, кибернетика и управление, образование.

      Таблица 1. Что сделал П.Г.Кузнецов в науке?

      Философия

      Медицина

      1

      Методология восхождения от абстрактного к конкретному, основанная на антиномиях Канта и диалектической логике Гегеля. Смысл Жизни.

      25

      Теория патологии

      2

      Логика понимается как наука о выводе с необходимостью аксиом математических теорий

      26

      Восстановление склеротических тканей

      Математика

      Экономика и экология

      3

      Основания математики и логики

      27

      Основания физической экономики

      4

      Методология тензорного анализа как инструмента инженерного проектирования сложных систем в разнообразных областях человеческой деятельности

      28

      Мировая экономика как большая система, поддающаяся управлению. Энергоэкологическая экономика.

      5

      Спинорная теория решения нелинейных алгебраических уравнений

      29

      Закон роста производительности труда как закон исторического развития

      6

      Доказательство последней теоремы Ферма

      30

      кВт как единая мера стоимости в экономике третьего тысячелетия

      Физика

      31

      Инженерно-экономический анализ транспортных систем

      7

      Основания математической физики

      32

      Система Глобус

      8

      Система LT-форономия Германа

      Социология

      9

      Множественность геометрий и физик

      33

      Меры развития общества. Управление обществом.

      10

      Закон сохранения мощности и мобильности

      История

      11

      Физические основания открытых неравновесных систем

      34

      Инженерия истории.

      12

      Доказательство фантома энтропии

      Психология

      13

      Доказательство отсутствия математического доказательства второго закона термодинамики

      35

      Психология управления. Экоэнергосознание.

      14

      Противоречие между первым и вторым началом термодинамики

      Право

      15

      Фотоника как наука о преобразовании лучистой энергии

      36

      Законы права и законы Природы. Кодекс прав Человечества.

      16

      Нетермодинамическое представление Жизни как Космического явления

      37

      Психология управления. Экоэнергосознание.

      17

      Потоковая сущность физических полей и их взаимосвязь

      Политология

      18

      Отрицательная абсолютная температура и многое другое

      38

      Меморандум в ООН. Программа «Президент».

      Химия

      Кибернетика и управление

      19

      Фотохимия

      39

      Проективный анализ

      20

      Основание теории Катализа - Витализа

      40

      Искусственный интеллект и разум человеческой популяции

      21

      Эндотермические фотохимические реакции и уравнения

      41

      Правила преобразования интуитивных теорий в теорию математического типа

      22

      Реакции синтеза органического вещества из неорганического

      42

      Система управления на цель – системы «Спутник» и «Скалар»

      23

      Разделение смесей

      43

      Специальное математическое обеспечение управлением

      Биология

      24

      Основание теоретической биологии как науки об открытых неравновесных системах, удаляющихся от равновесия. Теория Жизни.

      Все работы Побиска Георгиевича – это энциклопедически целостная картина научных знаний об общих законах сохранения и изменения в живой и неживой природе. В соответствии с его методологией их можно было бы условно назвать как «группу преобразований с инвариантом».

      Инвариантом выступает система общих законов природы, а группой преобразования – различные предметные области, изучаемые естественными, социальными и гуманитарными науками.

      Все работы П.Г.Кузнецова можно разделить на две большие группы:

      1.работы, в которых дается научно-теоретическое постижение инварианта–закона;

      2.работы, в которых показывается правильное применение закона в разнообразных предметных областях.

      Первая группа – постижение закона.

      Вторая группа – правильное применение закона.

      К первой группе относятся: все работы по философии, диалектической логике, основаниям математики, теоретической физике и химии (включая фотонику и резонансную теорию катализа), теоретической биологии и медицине, теоретической экономике и теории управления общественным развитием.

      Ко второй группе – огромное количество крайне интересных работ, связанных с вопросами применения открытых законов в разных предметных областях для управления на разных уровнях: от управления ходом истории, до управления отдельным предприятием. Сюда же относятся работы по проектированию систем жизнеобеспечения с учетом специфики работы и жизни на Космическом корабле.

      Что же нового сделал П.Г.Кузнецов? Что нового дал он мировой науке в сравнении со своими Великими предшественниками?

      Существует ряд выдающихся открытий в философии, математике, физики, химии, биологии, технике, экономике, медицине, социологии, праве, образующих сущностные элементы системы научных знаний о законах Природы (включая общество и Человека). Нужно было выделить эти сущности и что очень важно, устранить разрывы в связях между знаниями естественных, социальных и гуманитарных наук. Но для этого нужно было быть П.Г.Кузнецовым, чтобы показать на универсальном LT-языке (Пространства-Времени) взаимосвязь идеального и материального Логики Пространства и Логики Движения, синтез качества и количества, законы сохранения и изменения в системе «природа – общество – человек», методологию правильного применения законов природы на практике.

      П.Г.Кузнецов впервые показал возможность соединить разнородные знания естественных, социальных и гуманитарных наук в Единое целое на основе Единого и точного языка пространственно-временных мер.

      П.Г.Кузнецов довел до максимального конструктивизма идеи своих великих предшественников и сумел их выразить в терминах целей, достижением которых можно управлять. Более того, он впервые предоставил возможность формулировать цель устойчивого развития Человечества и метод ее достижения на основе фундаментального закона, созвучного замыслу Творца-Природы.

      П.Г.Кузнецов впервые:

      дал понятие общий закон природы, выраженный на универсальном, едином и точном языке Пространства–Времени;

      предложил универсальный язык, метод описания и открытия новых законов системы природа – общество – человек;

      открыл закон сохранения мощности как общий закон Природы, справедливый для открытых систем и выраженный в универсальных пространственно-временных мерах;

      сформулировал фундаментальный закон развития Жизни как антидиссипативный космопланетарный процесс;

      представил общие законы исторического развития Человечества как проекцию общего закона Природы;

      представил систему общих законов природы на универсальном языке пространственно-временных величин;

      предложил тензорную и спинорную методологию проектирования будущего мира на основе закона сохранения мощности.

      И, наконец, П.Г. Кузнецов многих людей научил думать, творчески мыслить, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить. И на нас, учениках Побиска Георгиевича, лежит ответственность сделать так, чтобы высоконравственное, конструктивное мировоззрение П.Г. Кузнецова стало доступно каждому Человеку.

      Не случайно американо-германский журнал EIR назвал П.Г.Кузнецова «русским Леонардо да Винчи»; Кембриджский университет поставил работу «Система "природа – общество – человек": устойчивое развитие» в ряд лучших работ, вышедших в мире накануне XXI в.; экс-министр окружающей среды Казахстана признал научную школу устойчивого развития П.Г. Кузнецова мировым лидером в области науки устойчивого развития.

      Почему нельзя обойтись без открытий П.Г.Кузнецова в решении актуальных проблем устойчивого развития страны и Человечества?

      Существует очень много вопросов, на которые в мировой науке нет ответа. Но еще Гегель показал, что «ответ на вопросы, которые остаются без ответа, заключается в том, что эти вопросы должны быть иначе поставлены».

      П.Г.Кузнецов изумительно просто мог ставить вопросы «иначе». В результате – находился гениально простой ответ. И этот ответ содержал в себе новое знание о сущности явления или процесса. И не просто новое знание, а новое научное знание, выраженное в мере. И не просто выражено в мере, а в универсальной мере, допускающей проверку в любой независимой от частных точек зрения системе координат.

      Так возникало новое научное знание, имеющее общеобязательное значение. Так делалось научное открытие. Так открывалась универсальная система общих законов природы. На пути постижения этой системы требовалось иметь обоснованный ответ на очень много крайне сложных вопросов, которые на протяжении длительного времени оставались без ответа, препятствуя тем самым синтезу естественнонаучных, технических и гуманитарных знаний в целостную конструкцию единого мира.

      Без открытий П.Г.Кузнецова:

      невозможно соразмерить и соединить в единое целое огромное поле разнородных, порой антагонистических, областей знания: соединить так, чтобы сохранить развитие системы в целом;

      невозможно сделать ситуацию предсказуемой в перспективе нескольких поколений (50–100 лет);

      невозможно проектировать системы управления устойчивым инновационным развитием на законной основе;

      невозможно подготовить квалифицированные кадры в области управления и проектирования устойчивым инновационным развитием;

      невозможно оценить отдаленные последствия принимаемых программ и решений, влияющих на безопасность и развитие отрасли, региона, страны, мирового сообщества.

      Без открытий П.Г.Кузнецова прямо противоположные точки зрения равноправны и нет никаких гарантий продвижения общества к устойчивому развитию.

      Имеет место топтание на месте – путь к глобальной катастрофе.

      Суть мировоззрения П.Г.Кузнецова

      Забота живущих поколений о поколениях будущих – образование людей, способных и реализующих свою способность к творчеству во имя развития Жизни.

      П.Г.Кузнецов

      Существует широкая область явлений, в которых второй закон термодинамики не имеет силы. И именно эта область физических явлений носит название Жизнь. Обратное положение имеет название Смерть. Борьба между ними и образует всю совокупность процессов безграничного Космоса.

      П.Г.Кузнецов

      Основная трудность в разработке «по уму» Стратегии устойчивого развития и определении эффективной экологической, экономической и социальной политики заключается в том, что законы права, цели и решения не согласованы с законами природы, с динамикой ее воспроизводства.

      Эта рассогласованность порождает разрыв связей в системе «природа–общество–человек» и является причиной глобального системного кризиса.

      Все законы можно разделить на два типа:

      1.законы, которые можно отменить при определенных обстоятельствах;

      2.законы, которые нельзя отменить ни при каких обстоятельствах.

      Законы первого типа называются законами Права, а законы второго типа – законами Природы.

      Законы Права Человек пишет.

      Законы Природы Человек открывает.

      Закон Природы – это правило, которое подтверждено практикой и на протяжении тысяч лет просеяно через сито времени. В нем остается неисчезающая сущность, самое глубокое и нужное каждому Человеку – устойчивое правило сохранения Жизни.

      Это правило не зависит от частных точек зрения и поэтому становится достоянием Человечества, определяет его мировоззрение. Его нельзя отменить. Оно становится общеобязательным. Но им нужно научиться пользоваться и правильно применять при выработке политики.

      П.Г.Кузнецов оставил миру логику превращения невозможного сегодня в возможное завтра – логику творчества развития Жизни.

      Рис. 3. Единое знание

      Мы рискнем заявить, что суть мировоззрения П.Г.Кузнецова и глубинная суть проблемы устойчивого развития Человечества есть две стороны Универсума, где все изменяется и остается неизменным, обеспечивая сохранение развития Жизни как космопланетарного процесса.

      П.Г.Кузнецов показал, что любому творческому процессу соответствуют три типа логик:

      логика исследования (или логика мышления) – от «природы к идее»;

      логика конструирования – от «идеи к природе»;

      синтез этих логик как проектирование устойчивого развития на основе закона развития Жизни.

      Постигая закон развития Жизни, мы познаем себя, постигаем замысел Творца.

      Правильно применяя закон на практике, мы становимся сотворцами.

      В этом универсальная суть мировоззрения П.Г.Кузнецова.

      Переход к устойчивому развитию общества – это движение Человечества из «мира вещей» в «мир духовных ценностей». Из мира, где доминирует потребность и идея «ВЗЯТЬ», в мир, где будет доминировать идея и потребность «ОТДАТЬ» для блага людей и Человечества в целом. Воссоединение с Крымом является ярким примером.

      Высоконравственное конструктивное мировоззрение П.Г.Кузнецова является национальным достоянием и интеллектуальным капиталом России и должно стать достоянием ноосферной культуры всего Человечества.

      Как претворить в жизнь открытия П.Г.Кузнецова?

      Проекты П.Г.Кузнецова, намного опередившие время

      Проект 1. МЕМОРАНДУМ для сообщения в Организации Объединенных Наций

      П.Г.Кузнецов еще в 1995 году в Меморандуме для сообщения в ООН обратил внимание на то, что мировой продукт «растет» на 10% в год. Совершенно очевидно, что «растет» необеспеченная реальной мощностью масса конвертируемой валюты («крашеная бумага») – спекулятивный капитал.

      Он писал: «Эта фальшивая масса обменивается на ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ СТРАН И НАРОДОВ. Этот обмен «крашеной бумаги» на землю, заводы и фабрики, природные ресурсы и интеллект живых людей – есть АФЕРА – ужаснейшее преступление перед Человечеством».

      П.Г.Кузнецов оказался прав. За прошедшие годы спекулятивный капитал вырос с $20 трлн до $1500 трлн (по оценке Линдона Ларуша на конец 2012 года), что явилось проявлением фундаментальной причины мирового финансового кризиса – грубого нарушения закона развития Жизни как космопланетарного явления (рис. 4).

      Рис. 4. Мировой продукт и спекулятивный капитал (источник: The Europa year book. A world survey. – Europa Publications Ltd., London, 1990 г.)

      Необходим глобальный непрерывный мониторинг и антикризисный план ликвидации спекулятивного капитала.

      Проект 2. ФИЗИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКА III ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ

      Переход к устойчивому развитию требует не изоляции экономической науки от физики и техники, а их нового синтеза.

      П.Г.Кузнецов

      «В ближайшем будущем на смену "крашеной бумаге" придет единое правило международных расчетов через ОБЪЕКТИВНЫЙ ИЗМЕРИТЕЛЬ, роль которого возьмет на себя ФИЗИЧЕСКАЯ ВЕЛИЧИНА – КИЛОВАТТ-ЧАС.

      Мы полагаем, что можно заложить основы Международного Центра энергетических расчетов, который позволит народам обменивать свои продукты, не прибегая к услугам шайки фальшивомонетчиков.

      Приглашаем ученых стран мира к совместной работе».

      Необходима глобальная система энергетических расчетов стоимости в мировой экономике на основе мульти-единой меры – кВт.

      Проект 3. Международная комплексная целевая программа «ПРЕЗИДЕНТ» (1994 г.)

      Для перехода к устойчивому развитию требуется система проектирования, которая адекватно описывает общественную систему в любой стране, при любом уровне развития экономики, при любой форме собственности.

      Программа фактически является переносом как советского, так и американского опыта разработки систем жизнеобеспечения для космических кораблей и орбитальных станций на разработку системы жизнеобеспечения для людей Земли. Благодаря разработке систем жизнеобеспечения для длительных полетов был обнаружен удивительный факт: человек не нуждается для нормальной жизнедеятельности в денежных знаках! Ни советские космонавты, ни американские астронавты не берут в самые длительные полеты денежных знаков. Осмысливая эту ситуацию, нетрудно прийти к выводу, что можно спроектировать полную систему жизнеобеспечения общества на тех же основах, что и известные системы для космоса.

      Первый этап этой работы будет предусматривать разработку программы для «национального президента».

      Это будет единый «стандарт» на государственную систему управления развитием на основе фундаментального закона.

      Необходима единая система проектирования и управления устойчивым развитием страны на основе фундаментального закона развития Жизни.

      Рис. 6. Модель единого стандарта устойчивого развития страны

      Проект 4. БЕЗДЕФЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ (1996 г.)

      Существующий предельный уровень производительности технических средств в развитых странах дает возможность производить суточный совокупный продукт в среднем за 20 минут в сутки.

      Разрыв между восемью часами и 20 минутами требует составить перечень дефектов и определить, какие меры надо принять, чтобы устранить дефекты: наркотики, преступность, коррупция и так далее. Для справки: в России на 2012 г. суммарная величина потерь составила 100 трлн руб. или 838 ГВт мощности. Чтобы устранить дефекты нужно на каждом предприятии, в каждой отрасли, каждом регионе создать службу планирования на цель, где устранение всей суммы дефектов принимается как цель.

      Такая система была разработана П.Г.Кузнецовым в конце 60-х годов XX века и известна профессионалам под названием системы «СКАЛАР», которая использовалась в экстремальных условиях разработки и реализации космических целевых программ.

      «СКАЛАР» имеет очень простой вид. Шесть вопросов:

      1. КТО отвечает за выполнение задания?

      2. ЧТО конкретно данное лицо должно сделать?

      3. КОГДА описанное задание должно быть выполнено?

      4. ГДЕ это должно быть сделано?

      5. СКОЛЬКО ресурсов на это отпущено?

      6. КАК именно будет выполнено данное задание?

      Реализация этой системы положит конец «коллективной безответственности», позволит устранить колоссальные потери, создав условия для перехода к устойчивому развитию.

      Необходимо повсеместно внедрять систему «СКАЛАР».

      Проект 5. ТРАНСПОРТ

      Таблица 2. Критерии для разных видов транспорта

      Бездефектное управление на примере транспортных систем

      Виды

      Критерии

      Ж/д

      тонн×км×км/ч

      Авиа

      кг×1000 км×час

      Авто

      кг×100 км×км/ч

      Речной

      тонн×100 км×км/ч

      Морской

      тонн×1000 км×км/ч

      Газопровод

      м3×1000 км×км/ч

      Информационный

      байт×км/сек

      Космический

      мощность×тонн×106 км×км/сек

      Таблица 3. Дефектная ведомость (на примере ж/д-транспорта)

      Наименование дефекта

      Величина дефекта

      (км/час)

      1.

      Простой подвижного состава под погрузкой и выгрузкой

      9

      2.

      Неисправность вагонного парка

      10

      3.

      Не хватает тяги

      1,5

      4.

      Задержки на станции при переформировании поездов или по причине ремонта пути

      16,5

      Итого:

      37

      В приведенном примере мы потеряли на всех «дефектах» 37000 м/ч, а стоимость каждого «возвращенного» метра в час скорости соответствует 200000 руб.

      Устранение указанных дефектов дает эффект: 37000 × 200000 = 7400000000 руб.

      Установление предельной производительности имеющихся технических средств дает возможность ввести понятие идеальной организации.

      При идеальной организации полностью используются все возможности технических средств, т.е. нет простоев оборудования. На языке экономики этому определению соответствует предельная величина фондоотдачи.

      Основная функция руководителя-организатора – разработка и реализация плана, ориентированного на достижение поставленных целей.

      Проект 6. ПИТАНИЕ

      «В 1980 г. мною была оценена возможность создания системы питания на 300 млн. человек за счет создания гидропонной культуры в пустынях Средней Азии СССР. По моим расчетам, было необходимо иметь участок земли размером 100 на 150 км, то есть площадь в 15000 кв. км. Поскольку имелась в виду полная система питания на 300 млн. человек, то это соответствует 20000 ларуш, то есть величине в 40 раз большей, чем известная продуктивность в Бельгии. Заметим, что этот проект был на столе М.С. Горбачева в 1980 г. еще до начала Московской олимпиады.

      В 1981 г. мною были поставлены эксперименты на опытном участке вблизи Симферополя. Была достигнута продуктивность в 35 ц зеленой массы сои с 1 га в сутки. Возвращаясь к введенным нами единицам измерения, это дает 350 т зеленой массы сои с 1 кв. км в сутки. Вегетативный период в районе Симферополя не менее 180 суток. Получаемая продуктивность – 63000 т. Принимая сухое вещество в 10% от веса и калорийность 3000 ккал на кг, получим общее число ккал: 6300000 × 3000 = 19000000000 ккал.

      Исходя из "среднего человека" – 3000 ккал в сутки или порядка 1 млн. ккал в год, полученная калорийность соответствует питанию 20000 человек с 1 га. Мы понимаем, что это только оценка возможной продуктивности, но возможность иметь 20000 ларуш с 1 кв. км не лишена смысла.

      …Для справки укажем, что вся поверхность суши нашей планеты составляет 140 млн. кв. км и, по бельгийским меркам, может кормить по 500 человек с 1 кв. км. Таким образом, достигнутый уровень цивилизации обеспечивает принципиальную возможность достижимой численности землян в 70 миллиардов человек. Мы не принимали во внимание поверхность акваторий, что позволит говорить о более высоком значении верхней грани для численности землян».

      Проект 7. КОДЕКС ПРАВ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (2000 г.)

      «Жить, создавая то, что будут сохранять от разрушения наши потомки».

      Существуют права Человека, но не существуют права Человечества как Космопланетарного объекта. Отсутствие таких прав означает незащищенность Человечества от возможных глобальных угроз и геноцида.

      Эти права необходимо разработать как основной закон сохранения Человечества.

      Возникает вопрос о связи закона Природы и закона Права.

      Эта связь должна быть представлена мировому сообществу в форме правового закона – Кодекса Прав Человечества (или Ноосферной Конституции).

      Что сделано и что предстоит сделать?

      Таблица 4. Перспективные задачи настоящего поколения

      Предметные области

      Философия

      Математика

      Физика

      Химия

      Биология

      Экология

      Экономика

      Социология

      Право

      Психология

      Политология

      История

      Инструменты

      Мировоззрение

      A1

      A2

      A3

      A4

      A5

      A6

      A7

      A8

      A9

      A10

      A11

      A12

      Теория

      Б1

      Б2

      Б3

      Б4

      Б5

      Б6

      Б7

      Б8

      Б9

      Б10

      Б11

      Б12

      Метод

      В1

      В2

      В3

      В4

      В5

      В6

      В7

      В8

      В9

      В10

      В11

      В12

      Модель

      Г1

      Г2

      Г3

      Г4

      Г5

      Г6

      Г7

      Г8

      Г9

      Г10

      Г11

      Г12

      Методика

      Д1

      Д2

      Д3

      Д4

      Д5

      Д6

      Д7

      Д8

      Д9

      Д10

      Д11

      Д12

      Проект

      Е1

      Е2

      Е3

      Е4

      Е5

      Е6

      Е7

      Е8

      Е9

      Е10

      Е11

      Е12

      Технология

      Ж1

      Ж2

      Ж3

      Ж4

      Ж5

      Ж6

      Ж7

      Ж8

      Ж9

      Ж10

      Ж11

      Ж12

      Система

      З1

      З2

      З3

      З4

      З5

      З6

      З7

      З8

      З9

      З10

      З11

      З12

      Внедрение

      И1

      И2

      И3

      И4

      И5

      И6

      И7

      И8

      И9

      И10

      И11

      И12

      Что предстоит сделать настоящему поколению?

      1.Развитие и реализация мировоззрения, теории и методов устойчивого развития в пространственно-временном измерении;

      2.Развитие и реализация прикладной научной теории, метода, моделей и методик для гармонизации социальных и гуманитарных наук с естественными науками;

      3.Проектирование и реализация прорывных технологий и систем устойчивого развития во всех предметных областях на едином языке пространственно-временных величин.

      Образование XXI века

      Лучший способ сохранить Землю и страну для будущих поколений – это формировать человека, способного обосновать, разработать и реализовать идеи устойчивого развития Жизни в условиях глобальных вызовов и угроз.

      Как это сделать?

      Необходимо реализовать четыре базовых правила логики превращения невозможного в возможное, т.е. логики творчества П.Г.Кузнецова (рис. 8):

      1)Правило Учителя – Носителя мировоззрения Творца – Созидателя движущей силы развития Жизни

      Формирование движущей силы развития обеспечивается посредством гармонизации противоречий между Верой, Знанием, Пониманием, Умением получать результат с положительным эффектом.

      2)Правило Исследователя-Гения

      Если невозможно ответить на вопрос, то нужно этот вопрос сформулировать иначе, то есть перейти в другую систему координат с более развитой системой мер-законов, такую, где ответ существует.

      3)Правило Конструктора-Лидера

      Самый короткий путь в лидеры – это воплощение идеи в продукт, обладающий тремя свойствами:

      востребован каждым человеком;

      доступен каждому человеку;

      никто в мире так не производит.

      4)Правило Организатора Мудрого

      Не нарушай Закон развития Жизни - не окажешься в кризисе и будешь двигаться к правильной цели.

      Рис. 8. Единый стандарт образования

      Эти правила справедливы для каждой предметной области (не зависимо от ее принадлежности к естественным, техническим, социальным или гуманитарным наукам).

      Реализация этих правил в процессе воспитания – образования даст возможность гармонизировать мировоззрение, науку, инженерию и практику. Другими словами – преобразовать противоречия между Верой, Знанием, Пониманием и Умением получать результат с положительным эффектом в объединенную движущую силу развития Жизни, превращая «невозможное сегодня» в «возможное завтра».

      В заключении хотелось бы привести выдержку из решения Международной научной конференции, посвященной 90-летию П.Г.Кузнецова:

      «Участниками конференции единогласно принято: учитывая возрастающую актуальность идей П.Г.Кузнецова в сложных условиях современного мира, считать научное наследие П.Г.Кузнецова национальным достоянием и интеллектуальным капиталом России. Всеми законными и доступными средствами способствовать тому, чтобы высоконравственное, конструктивное мировоззрение П.Г.Кузнецова воплощать практически и стало достоянием мировой культуры, помогло человечеству сохранить развитие Жизни как космопланетарного явления».

      02.09.2016 18:38