image

      Нравственные начала П.Г.Кузнецова

      Автор: В.И.Беляков-Бодин, к.т.н. доцент
      «Образование и наука как факторы устойчивого развития национальной и международной безопасности»: материалы круглого стола памяти Побиска Георгиевича Кузнецова, проведенного в Государственной Думе 30 мая 2016 года
      Материал статьи:

      <…> Что касается основ учения Побиска Георгиевича Кузнецова, его идеи о едином законе развития живой природы. Я хотел бы акцентировать на продолжении, которое у Побиска Георгиевича всегда звучало, и важно, чтобы оно не исчезало. Причем содержание и форма этого закона развиваются с необходимостью по мере развития своего предмета. В этом крайняя сложность интеграции.

      А сейчас хотел бы отметить, что важно понять, что одновременно действуют два закона: второй закон термодинамики, условно говоря, Больцмана, и единый закон о развитии живой природы, грубо говоря, Кузнецова. Они действуют одновременно, и в зависимости от того, какой закон доминирует в данной области и на данном отрезке времени, в зависимости от этого подчиняется ход событий либо логике разрушения, деградации, либо логике развития и роста.

      Это звучит банально, если речь идет только об обыденной практике. Но если задаться вопросом, а будет ли такое взаимодействие жизни и не жизни происходить с необходимостью, то для ответа на него надо честно строить понятие «жизнь» по всем правилам диалектической логики. Это сделал Эвальд Васильевич Ильенков в своей книге «Космология духа», но провозвестником был именно Побиск Георгиевич, который еще в 1962 году опубликовал в философской энциклопедии статью под исчерпывающим названием «Жизнь». <…> Можно утверждать, что именно жизнь, как целостная сущность всего единства закона, определяющего ее развитие, именно это составляло для него высший интерес и является первой нравственной основой его учения.

      Кстати, мы часто обрываем спектр интересов на уровне человечества в целом. Личность, семья, организация, страна, межгосударственные объединения (например, религия) и человечество в целом. Но нет, вверху этого стоит жизнь в целом, и человечеству придется научиться уважать интересы этой жизни в целом, научиться следовать закону развития жизни.

      Диалектическая логика потребовала рассмотрения массы и других непростых вопросов, начиная с того, зачем вообще существует жизнь, включая бесконечное разнообразие процессов движения материи, для каждого из которых нужно вроде бы искать свой особый закон развития, чтобы учитывать его при управлении этим процессом. Оказалось, что при всем разнообразии их, закон этот универсальный в главном, а именно определяющим для развития процесса является свободная мощность, которая в нем выделяется. Иначе говоря, его возможность действовать. Знак изменения этой возможности показывает, развивается процесс на данном отрезке времени или деградирует. А для развития процесса надо управлять им так, чтобы эта возможность действовать увеличилась. И сознательное применение единого закона развития и управления этим развитием становится по мере его познания этической нормой, поскольку подлинное знание не может быть пассивным. В этом состоит вторая нравственная основа учения Побиска Георгиевича.

      Конечно, необходимость изучения конкретных форм движения материи при этом никуда не девается. Но знание основного закона развития позволяет в принципе объединить результаты различных наук, которые изучают эти конкретные формы. Остановка, казалось бы, за малым – довести до сознания ведущих специалистов по этим наукам идею интеграции их профессиональных знаний на базе основного закона развития. Но для этого необходимо перевести эти знания на единый язык, который адекватно выражал бы их результаты и позволял использовать их для управления развитием.

      Побиск Георгиевич полагал, что эту роль могут сыграть физически измеримые величины. И эту его позицию можно с некоторыми оговорками считать третьей нравственной основой его учения. <…>

      Так что задача создания такой интегрирующей платформы не глобальная даже, а, что называется, вселенская. И Побиск Георгиевич прекрасно понимал, что решить ее ни в одиночку, ни силами, скажем, какой-то научной школы невозможно. Поэтому свою миссию он видел, как, по его словам, задачу барабанщика, который будит спящих и побуждает их становиться в строй для выполнения общего долга. Определение, может быть, не безупречное, но эмоционально очень точное. Ему как барабанщику надо было скорее достучаться до тех, кто должен был его услышать. А особой точности мелодии для этого не надо. Поэтому, наверное, его тексты дают много поводов для замечаний. Он действительно писал их за один присест, сразу, набело, как будто процесс работы над текстом был ему неизвестен. Но в любом случае нравственность, необходимость в барабанщиках – это четвертая нравственная основа учения Побиска Георгиевича.

      И, на мой взгляд, Побиска Георгиевича точнее всего было бы охарактеризовать как рыцаря, Священным Граалем которого было познание единого закона развития живой природы, выраженного объективно или, как он говорил, в терминах физически измеримых величин. И хотя сам себя он рыцарем не называл, рыцарское его отношение к главной его любви, к истине – вот еще одна нравственная основа его учения.

      13.09.2016 01:05