image

      Образование для устойчивого инновационного развития: результаты и перспективы

      Авторы: Большаков Борис Евгеньевич, д.т.н., профессор
      Шамаева Екатерина Федоровна, к.т.н.
      Материал статьи:

      Все решает человеческая личность, а не коллектив, элита страны, а не ее демос, и в значительной мере ее возрождение зависит от неизвестных нам законов появления больших личностей.

      В.И.Вернадский

      1. Введение

      В условиях в условиях негативных внутренних и внешних воздействий, острого кризиса, охватившего многие регионы, поставлена задача – сохранить развитие системы «Природа – Общество – Человек» в кратко- и долгосрочной перспективе. Добиться этого возможно за счет воспроизводимых прорывных технологий и повышения качества управления, снижения рисков социального, экономического, экологического роста системы.

      Инновационная стратегия России и Республики Казахстан требует устойчивости развития страны в долгосрочной перспективе. Устойчивость развития страны, ее регионов, отраслей и предприятий не может быть достигнута без компетентных кадров. Требуется наличие подготовленных кадров, обладающих фундаментальными и прикладными знаниями науки устойчивого развития.

      Общество вступило в такую фазу, когда актуальные проблемы безопасности и перспективы развития тесно связаны с процессом создания и реализации прорывных технологий.

      В этой ситуации требуется признание ключевой роли образования и науки, как эффективного инструмента модернизации общества, экономики и социальной сферы.

      2. Постановка проблемы

      Действительно, со времени одобрения фундаментального принципа и концепции устойчивого развития на 42-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (1987 г.) прошло 28 лет. Опубликовано множество работ, посвященных проблеме устойчивого развития. Как правило, в этих работах рассматриваются различные аспекты устойчивого развития – политические, экологические, технологические, энергетические, экономические (Indicators, 2007). Но нетрудно заметить главный недостаток большинства подобных публикаций: отсутствие измеряемой взаимосвязи этих аспектов и, как следствие, невозможность увидеть целостную картину и, как второе следствие, невозможность надежно проектировать и управлять устойчивым развитием.

      Базовые понятия и законы различных предметных областей несоразмерны. В силу этого они не связаны (или неопределенно связаны) между собой, что и порождает в сознании непонимание действительных связей реального мира, усиливает «профессиональное непонимание» действительных проблем, вынуждает допускать просчеты и ошибки (Gabriel et. al., 2004).

      3. Что такое «Вавилонская башня» профессиональных языков

      На фоне социальной неразберихи последних лет – падения престижа одних профессий и роста престижа других – создается иллюзия, что можно обходиться без всякого научного образования. Необозримое количество научных дисциплин особенно остро ставит проблему выбора профессии.

      Нам кажется, что в данный момент все Человечество вступает в весьма интересную фазу своего научного развития: существующее деление науки на «профессии» – отмирает.

      И этот процесс не является случайным. Его причиной является существующее искусственное деление науки на «профессии», что разрывает естественные связи в целостной системе «Природа – Общество – Человек» и препятствует пониманию процессов взаимозависимости развития Человечества и Человека.

      Разрыв связей обусловлен прежде всего появлением «вавилонской башни» не связанных между собой профессиональных языков, каждый из которых отражает только свой предмет и не дает ни малейшего представления о целостности и взаимозависимости изменений каждой части и системы в целом.

      Эти профессиональные языки не объединяют людей, а, наоборот, разобщают, рождают «профессиональный кретинизм» и тем самым ослабляют творческий потенциал, мешают решению общих, насущных проблем. Это значит, что искусственное членение науки по «профессиям» стало фактором, противоречащим Логике развития общества, и в силу этого неизбежно отомрет. Поэтому, нужен другой подход к образованию.

      4. Образование как ключевой фактор устойчивого развития

      Общество, способное использовать идеи, появляющиеся в сознании отдельного индивидуума, для роста возможностей общества как целого и использующее рост возможностей общества для формирования индивидуума, способного генерировать новые идеи – будет обладать наиболее быстрым темпом развития, будет эффективно управлять устойчивым развитием. Для этого требуется развивать системы воспитание и образования.

      Воспитание можно определить как питание высшими образами сознания. По определению В.И.Даля образование – это обращение к разуму; а С.И.Ожегов в толковом словаре определил образование как общество разума.

      Образование должно стать ключевым фактором, способствующим устойчивому развитию общества, росту его возможностей. Но для этого надо формировать людей, способных и реализующих свои способности к научному творчеству.

      Творчество и есть процесс, который сопровождает все историческое развитие человечества – ибо каждое открытие новой возможности, не бывшей известной Человечеству в целом до этого одиночного акта отдельной Личности – и есть тот механизм, который принято называть развитием.

      Поскольку подобные акты творчества принадлежат лишь отдельным Личностям, то забота живущих поколений о поколениях будущих и состоит в образовании людей, способных и реализующих свою способность ктворчеству.

      Большие личности в истории Человечества, о которых говорит В.И.Вернадский (Вернадский В.И., 2013), и являются творцами новых научных знаний и теорий, служивших импульсом многих великих идей и открытий, материализация которых в действующих конструкциях и приводила к определенной предметной деятельности, меняющей облик планеты.

      5. Устойчивое развитие как обобщающая идея образования

      В общепринятом определении устойчивого развития рассматриваются понятия «потребность» и «возможность». Налицо их диалектическая связь, которая имеет следующий вид: всякая удовлетворенная потребность (или реализованный интерес, или достигнутая цель) есть новая или возросшая возможность, всякая новая возросшая возможность воспринимается как удовлетворенная потребность, интерес, цель.

      Отсюда следует, что достигнутая цель (или реализованный интерес, или удовлетворенная потребность) не есть конечный результат, не есть конечное состояние, а есть промежуточный этап хроноцелостного процесса изменения темпов роста возможностей.

      Каждый этап хроноцелостного процесса – это цикл с началом и концом. В начале цикла имеется пара: определенная возможность или имеющаяся мощность и неудовлетворенная потребность или требуемая мощность. Эта пара: «возможность-потребность» – обозначает противоречие, или (говоря на языке системного анализа) проблему, как разность между имеющейся и требуемой мощностью. Разрешение этого противоречия, или решение проблемы, осуществляется с помощью идей, возникающих в головах людей.

      Реализация этих идей обеспечивает разрешение противоречия, то есть минимизацию разности между имеющейся и требуемой мощностью, обеспечивает процесс удовлетворения потребностей и соответствующий рост возможностей.

      На этом заканчивается один цикл хроноцелостного процесса. На следующем цикле процесс повторяется, но на другом витке с другими возросшими характеристиками возможностей и потребностей, другим социальным временем.

      Имея установленную связь понятий возможность – потребность – инвариант, не трудно выразить крайне важные для практики управления понятия как рост, развитие, инновационное развитие, устойчивое инновационное развитие, управление устойчивым инновационным развитием.

      Между возможностями и потребностями социально-экономической системы существует взаимосвязь:

      мерой возможности является мощность на заданное время;

      мерой потребности является возросшая мощность, которой система в данное время не располагает, но которую необходимо иметь для перехода к устойчивому инновационному развитию.

      Рост – увеличение возможностей социально-экономической системы в основном за счет роста потребления ресурсов из внешней среды (социальной и природной), а не за счет увеличения эффективности использования имеющихся внутренних ресурсов системы.

      Развитие – рост возможностей системы в основном за счет повышения эффективности использования внутренних ресурсов, а не за счет увеличения потребления ресурсов из внешней среды.

      Инновационное развитие – развитие за счет повышения эффективности использования ресурсов посредством реализации более совершенных технологий, приносящих больший доход.

      Устойчивое инновационное развитие – это инновационное развитие за счет повышения качества управления, уменьшения потерь при не увеличении темпов потребления ресурсов с сохранением развития в условиях негативных внешних и внутренних воздействий.

      Управление устойчивым инновационным развитием – это целенаправленное изменение объекта управления, обеспечивающее рост возможностей системы за счет повышения эффективности использования ресурсов, реализации более совершенных технологий, приносящих больший доход, повышения качества управления, уменьшения потерь при не увеличении темпов потребления ресурсов с сохранением развития в условиях негативных внешних и внутренних воздействий.

      Управление устойчивым развитием эффективно, если выполненяются три пары условий в системе «Природа – Общество – Человек» (рис. 1).

      Рис. 1. Связи в системе «Природа – Общество –Человек»

      1-пара «Человек – Общество»

      Условие 21 «Общество – Человек»: общество использует рост своих возможностей как целого для формирования индивидуума, способного генерировать и реализовывать новые идеи для роста возможностей общества.

      Условие 12 «Человек – Общество»: в обществе существует механизм, обеспечиающий использование идей, появляющихся в сознании отдельного индивидуума, для роста возможностей общества как целого.

      2-пара «Человек – Природа»

      Условие 13 «Человек – Природа»: существует механизм, обеспечивающий использование возможностей Человека для сохранения возможностей окружающей человека природной среды.

      Условие 31 «Природа – Человек»: существует механизм использования возможностей Природы для сохранения и роста возможностей Человека.

      3-пара «Общество – Природа»

      Условие 23 «Общество – Природа»: в обществе существует механизм использования возможностей Общества в целом для воспроизводства возможностей окружающей человека природной среды.

      Условие 32 «Природа – Общество»: в обществе существует механизм использования возможностей Природы для сохранения и роста возможностей Общества.

      Управление устойчивым инновационным развитием подразумевается:

      • 1.Сохранить рост возможностей Человечества удовлетворять потребности настоящего и будущих поколений;
      • 2.Изменить эксплуатацию ресурсов и ориентацию технологического развития.

      Инвариантом процесса изменений выступает рост возможностей Человечества. Но это означает, что устойчивое развитие обеспечивается через согласование предполагаемых изменений с законами исторического развития человечества. С другой стороны все предполагаемые изменения требуют идей в форме научных теорий:

      новых источников мощности;

      КПД машин и технологических процессов;

      измерения экономического развития;

      качества социальной организации общества;

      качества окружающей среды.

      Все названные идеи в форме научных теорий и являются научным обеспечением устойчивого развития, инвариантного, то есть независящего от различных форм собственности и политического устройства, пригодного для использования в любой стране (регионе) и на любом уровне управления.

      6. Формирование людей, способных творчески решать проблемы

      Когда мы говорим о том, чтобы сохранить Землю для будущих поколений, то нужно очень хорошо понимать, что лучший способ это реально сделать – формировать людей, способных творчески решать проблемы перехода к устойчивому развитию.

      Программные области образования для устойчивого инновационного развития, включают переориентацию образования на фундаментальное научное образование и реализацию идей развития общества. Значительный вклад в развитие образования в интересах устойчивого развития вносят университеты и их кафедры, реализующие специализированные научные программы:

      • Проектное управление устойчивым инновационным развитием;
      • Системный анализ и управление устойчивым развитием сложных систем;
      • Экология и устойчивое развитие;
      • и другие.

      Расширение объема знаний, накопленных Человечеством, превращает в проблему способ их усвоения и использования. Ускорение процесса овладения знаниями увеличивает объем активного времени, затрачиваемого людьми на получение новых знаний, идей и технологий. Определить границу познанного и управлять развитием общества позволяет механизм реализации идей и технологий.

      Управление невозможно без ответа на вопрос: как это сделать? Как обеспечить непрерывное усиление мощности? Как заметил Р.Л.Бартини, «чтобы ответить на вопрос: как это сделать – нужна технология».

      У.Р.Эшби в работе «Схема усилителя умственных способностей» отмечает, что «… инженеры средних веков, знакомые с принципом рычага, зубчатого колеса и блока, должно быть часто говорили, что поскольку никакая машина, приводимая в действие человеком, не может дать больше работы, чем он в нее вкладывает, то никакая машина не может усиливать мощность человека. Но теперь мы видим, как один человек заставляет вращаться все колеса на заводе, бросая уголь в топку… Небольшое размышление показывает, что этот процесс имеет две стадии. В первой стадии кочегар поднимает уголь в топку; в этой стадии энергия строго сохраняется. Попадание угля в топку представляет начало второй стадии, в которой энергия тоже сохраняется, по мере того как сжигание угля приводит к производству пара и, наконец, к вращению колес на заводе. Заставив весь процесс протекать двумя стадиями, связанными с двумя порциями энергии, величины которых могут меняться до некоторой степени независимо, современный инженер может получить общее усиление мощности».

      Не случайно реализация прорывных идей и технологий, определяющая ускоренное развитие общества, состоит из двух блоков.

      Блок 1 «Потребление: технологии максимального использования идей», включая мониторинг, экспертизу и капитализацию идеи и технологий.

      Блок 2 «Производство: технологии формирования человека, способного генерировать и реализовать новые идеи», включая новые программы, методы, технологии воспитания и образования человека.

      Это означает, что процесс создания прорывных технологий и процесс подготовки специалистов, способных творчески решать проблемы перехода к устойчивому развитию есть не два разных процесса, а две стороны единого логического процесса проектирования устойчивого развития – проектологии устойчивого развития.

      7. Определение проектологии устойчивого развития

      Проектология – это логика проектирования изменений в системе «Природа – Общество – Человек», согласованная с естественными законами развития.

      Предметом проектологии устойчивого развития является логический (или творческий) процесс проектирования изменений в системе «Природа – Общество – Человек», согласованный с законами исторического развития Человечества.

      Основными задачами проектологии устойчивого развития являются:

      подготовка специалистов по научному обеспечению управления устойчивым развитием;

      создание специального математического обеспечения управления устойчивым развитием;

      теоретическое и методологическое обоснование и экспертиза проектов устойчивого развития.

      8. Что должно дать образование для устойчивого инновационного развития?

      Руководитель, управляющий тем или иным коллективом, думает, что он управляет человеческими ресурсами, а на самом деле, изменяет сознание посредством управления знаниями и связанной с ними информацией (Technologies for Education, 2002; Ostrom et. al., 1994). Поэтому все члены общества должны обладать фундаментальными и прикладными научными знаниями в области устойчивого развития, особенно педагоги, промышленники, юристы, экономисты, и, конечно, лица, принимающие решения, на всех уровнях управления.

      Это даст возможность не только лучше понимать, но и переориентировать существующее состояние страны, отраслей, предприятий, создать социально ответственный бизнес, активнее разрабатывать и внедрять инновационные технологии, но важнее всего – научиться проектировать будущее во взаимосвязи с природными, социальными и технологическими процессами в соответствии с законами сохранения и развития глобальной системы, в которой мы живем.

      Современная концепция устойчивого развития рассматривает образование как ключевой фактор для обеспечения устойчивого развития, так как управление развитием предполагает наличие подготовленных специалистов трех типов:

      исследователи;

      конструкторы;

      организаторы.

      В рамках первой специализации – специалисты-исследователи имеют на «входе» материальные системы и исследуют взаимодействия и динамику этих систем. При этом в качестве системы выступает не отдельно «природа» или «общество или «человек», а система в целом, но на разных пространственных и временных уровнях.

      Специалист-исследователь, владея теорией и логикой проектирования, на выходе должен:

      формулировать и оформить идеи;

      провести экспериментальную проверку;

      оценить ожидаемый эффект реализации идей на практике;

      оценить ближайшие и отдаленные последствия реализации идей.

      В рамках второй специализации – специалист-конструктор имеет на входе проектные идеи, обеспечивающих развитие системы. Специалист-конструктор, владея теорией проектирования, на выходе осуществляет:

      разработку математической теории системы в форме алгоритмов и программных средств;

      разработку машинной технологии проектирования с учетом идей по изменению системы.

      Нетрудно видеть, что наличие двух специализаций: 1) от системы к идее и 2) от идеи к системе обеспечивают технологический цикл проектирования изменений в системе «Природа – Общество – Человек», ориентированных на ее устойчивое развитие. Но технологический цикл еще не есть полный цикл.

      В рамках третьей специализации – спецалисты-организаторы имеют на входе:

      определенную организацию в обществе;

      машинную технологию проектирования с учетом идей по изменению взаимодействий в системе «Природа – Общество – Человек».

      Специалист-организатор осуществляет:

      создание организационного проекта изменений в системе «Природа – Общество – Человек» ориентированных на устойчивое развитие;

      организацию реализации этого проекта, включая контроль хода выполнения работ.

      По существу в данном случае специалист организует функцию управления составления и реализации целевых программ устойчивого развития, согласованных как с особенностями существующей организации в обществе, так и с естественной логикой его развития. Организация функции управления устойчивым развитием может быть осуществлена в любой предметной области: экологии, экономике, финансах, праве, политике.

      Правила формирования плана действий и контроль его исполнения остаются неизменными. Изменяется содержание процесса взаимодействий и динамика системы «Природа – Общество – Человек». Но эти изменения отслеживает специалист-исследователь, а коррективы в технологию проектирования вносит специалист-конструктор. С учетом этих изменений специалист-организатор формирует проект устойчивого развития в той или иной предметной области.

      Здесь очень важно понять, что между «исследователями», «конструкторами» и «организаторами» нельзя разрывать связь. Разрыв этих связей означает разрушение целостного механизма научного обеспечения управления развитием. Эта связь образуется прежде всего тем, что есть единый язык, построенный на инвариантах природы–общества–человека, дающих возможность усиления роста полезной мощности общества за счет уменьшения потерь времени и энергии (а значит и денег) в том числе и на словопрения.

      Естественно полагать, что чем больше специалистов, которые могут помочь обществу перейти к устойчивому развитию, тем лучше для общества.

      И, тем не менее, специалистов в области проектирования и управления устойчивым развитием крайне мало. Много профессий и профессионалов, но крайне мало специалистов по устойчивому развитию.

      9. Отличительный признак специалистов по устойчивому развитию

      Кардинальное отличие специалистов проектологов устойчивого развития от всевозможных других «профессий» состоит прежде всего в том, что проектолог владеет языком, снимающим междисциплинарный барьер, позволяющий «наводить мосты» между разными предметными областями и сличать конкретные решения на соответствие с естественными законами развития системы «Природа – Общество – Человек». Мы полагаем, что «армия» талантливых профессионалов в различных предметных областях является творческим резервом проектологии устойчивого развития.

      У любого нормального человека само словосочетание «устойчивое развитие» вызывает чувство настороженности. Действительно, нельзя привести ни одного примера устойчивого развития какого-либо живого объекта на протяжении всего времени его жизни. Более того, не бросается в глаза какой-либо физический закон, на котором можно было бы построить науку устойчивого развития. И, тем не менее, Жизнь как космопланетарный процесс на протяжении 4-х миллиардов лет демонстрирует удивительную способность сохранять развитие, несмотря на огромное множество препятствующих факторов. Эту способность Живого на Земле сохранять развитие в условиях негативных воздействий связывают с устойчивым развитием.

      Проектное управление устойчивым развитием – это профессиональное управление изменениями, удовлетворяющими требованиям устойчивого развития с применением прорывных технологий устойчивого развития.

      Целью образовательной программы «Проектное управление устойчивым развитием» является подготовка магистров к самостоятельной управленческой и исследовательской работе в области проектирования и организации управления проектами устойчивого развития разнообразных социально-экономических и экологических систем разного уровня управления.

      Выпускники владеют знаниями и навыками лидера, способного:

      находить инновационные решения в условиях кризиса и рисков неэффективного управления развитием, адекватные современным тенденциям развития науки и техники.

      обосновывать, разрабатывать и реализовывать прорывные проекты устойчивого инновационного развития в различных областях знаний.

      эффективно организовать проектное управление устойчивым развитием в различных видах инновационной и информационной деятельности: научно-исследовательской, конструкторской, технологической, организаторской.

      Кардинальное отличие выпускников (исследователей, конструкторов и организаторов устойчивого развития) от всевозможных других «профессий» состоит, прежде всего, в том, что они владеют языком, снимающим междисциплинарный барьер, позволяющий «наводить мосты» между разными предметными областями и сличать конкретные решения на соответствие с естественными законами развития системы «Природа – Общество – Человек».

      С 2000 года, по инициативе Государственного университета «Дубна» накоплен опыт подготовки таких специалистов для муниципальных, государственных, научных, коммерческих организаций и предприятий. Сформирована и активно развивается Международная научная школа устойчивого развития им. П.Г.Кузнецова.

      10. Международная научная школа устойчивого развития им. П.Г.Кузнецова

      Научная школа устойчивого развития реализует идеи Русской научной школы, к которой принадлежат: М.В.Ломоносов (первый русский ученый-энциклопедист), Н.А.Федоров (философия общего дела), Н.И.Лобачевский (Геометрия), С.А.Подолинский (универсальная мера труда), В.В.Докучаев (энергетика почвы), И.М.Сеченов (физиология), А.М.Бутлеров (химия), Н.А.Умов (принцип уменьшения энтропии), Д.И.Менделеев (периодическая система химических элементов), К.А.Тимирязев (хлорофилл), А.Д.Нечволодов (экономика), И.И.Мечников (медицина), И.П.Павлов (физиология), К.Э.Циолковский (Космос), П.А.Флоренский (космическая философия), А.Ф.Лосев (философия мифа, числа, сущности), А.А.Ухтомский (психология), В.И.Вернадский (принципы развития Космопланетарной Жизни), А.А.Богданов (всеобщая организационная наука), А.Л.Чижевский (Космос – Живые системы), Э.Бауэр (теоретическая биология), Н.Н.Федоровский (энергетические меры в геологии), А.И.Берг (физика, кибернетика), А.Н.Колмогоров (математика), А.Н.Крылов (инженерная физика), П.А.Сорокин (социология), Н.А.Козырев (астрономия), А.В.Яншин (геология), Н.Н.Моисеев (математика, кибернетика, коэволюция), Р.Л.Бартини (авиация, теоретическая физика, система универсальных LT-величин), П.Г.Кузнецов (система инвариантов сохранения развития Жизни, универсальный язык описания законов Природы, закон сохранения мощности как общий закон Природы), О.Л.Кузнецов – Б.Е.Большаков (мировоззрение, научная теория и методология проектирования устойчивого развития в системе «Природа – Общество – Человек», LT-принцип синтеза естественных, технических и социальных наук).

      В мире существует много различных Научных школ. Принципиальное отличие Научной школы устойчивого развития от других в том, что она развивает и реализует идею устойчивого развития на законной основе с использованием закона сохранения мощности как фундаментального закона для открытых по потокам энергии систем, к которым относятся все социальные и экономические системы.

      Исследования, проведенные Научной школой устойчивого развития, показали, что причиной димензиальных разрывов является «вавилонская башня» профессиональных языков, которые разрывают на куски единую систему «Природа – Общество – Человек». Базовые понятия и законы различных предметных областей несоразмерны. В силу этого они не связаны (или неопределенно связаны) между собой, что и порождает в сознании непонимание действительных связей реального мира, димензиальные разрывы, создает иллюзию независимости, фантомный мир ложных ценностей, усиливает «профессиональное непонимание» действительных проблем, вынуждает допускать просчеты и грубые ошибки, что и привело в итоге к глобальному кризису. Поэтому рассматривать устойчивое развитие общества в отрыве от общих законов Природы принципиально недопустимо, так как лишает саму идею законных оснований.

      В рамках Научной школы устойчивого развития разработаны мировоззрение, теория, методология и технология проектирования и управления устойчивым развития в системе «Природа – Общество – Человек», в основу которых положены фундаментальные научные результаты, без которых невозможно адекватно ответить на современные вызовы Человечеству, а, следовательно, и перейти к устойчивому развитию общества.

      В рамках Научной школы впервые удалось довести общепринятый мировым сообществом принцип устойчивого развития до максимальной конструктивности и рассматривать его в терминах целей, достижением которых можно управлять на основе общих законов сохранения и развития. Этого удалось достичь благодаря полученным результатам в разных областях науки и инженерии, энергетики и экологии.

      Впервые разработаны фундаментальные научные основы устойчивого развития на основе общих законов в системе «Природа – Общество – Человек», выраженных на универсальном и точном языке пространственно-временных величин Б.Брауна – Р.Л.Бартини – П.Г.Кузнецова.

      Показано, что в основе общепризнанного принципа устойчивого развития лежит общий закон Природы – закон сохранения мощности (потока энергии) (Ж.Л.Лагранж, Дж.Максвелл, П.Г.Кузнецов) и его проекция – принцип «сохранения развития живых систем» В.И.Вернадского, Э.С.Бауэра.

      Показано, что этот принцип обеспечивается неубывающей эффективностью использования полезной мощности общества во взаимодействии с окружающей его мировой средой.

      На его основе разработан единый многоуровневый комплекс динамических моделей, включая: глобальную модель, модель страны (регионы), модель отрасли и предприятия, дающих возможность управлять устойчивым развитием.

      Впервые разработан пространственно-временной LT-метод, который дает возможность исследователю, конструктору и организатору работать на едином и точном LT-языке универсальных пространственно-временных величин. Он позволяет:

      устранять димензиальные разрывы между субъектом и объектом управления посредством обеспечения их соразмерности и гармонизации понятий разнородных предметных областей;

      генерировать новые знания о законах сохранения и развития в системе «Природа – Общество – Человек»;

      представить общие законы природы в стандартной форме, необходимой для их применения в проектировании разнообразных систем устойчивого развития;

      согласовывать частные точки зрения (предлагаемые решения, проекты, планы) с общими законами развития в системе «Природа – Общество – Человек»;

      переходить в иную систему координат, в которой снимается риск неопределенности и находится требуемое решение.

      С использованием LT-метода разработан универсальный принцип проектирования, лежащий в основе инженерии устойчивого развития; он может служить фундаментальным основанием конструирования, описания и синтеза новых технологий (новаций) в разных предметных областях, включая практически все системы жизнеобеспечения.

      Разработан ноосферный пространственно-временной LT-язык[1]. На его основе разработана система базовых и специальных индикаторов (индекс возможностей и потребностей, качество жизни, качество окружающей среды, устойчивость развития, эффективность использования ресурсов и др.), необходимых в инженерии проектирования устойчивого инновационного развития. Впервые разработана методология и технология проектирования систем устойчивого развития с использованием универсальных мер–величин.

      Разработана система мониторинга новаций, технология комплексной оценки новаций (эффективность, стоимость, риск, последствия) в процессе проектирования устойчивого инновационного развития на уровне регионов и предприятий.

      Впервые реализован единый комплекс волновых LT-технологий, ориентированный на обеспечение глобальной энергетической устойчивости и управление свойствами массива горных пород, существенно увеличивающий эффективность использования мощности на единицу производимой продукции на истощенных месторождениях без ухудшения качества окружающей среды. Технологии внедрены в 40 странах мира и только в России дали годовой эффект около ста миллионов тонн нефти.

      Впервые разработан и реализован во многих странах мира единый уникальный комплекс электронных ресурсов, технологий и баз устойчивого инновационного развития, включая: научно-образовательный портал «Научная школа устойчивого развития», самообразование в области устойчивого развития, профессиональное образование для устойчивого развития, электронная база научных знаний, база индикаторов устойчивого развития с расчетами по странам мира, обучающая программа и система «Отчетность предприятий в области устойчивого развития», электронный атлас для проектирования устойчивого развития, электронная база инновационных технологий жизнеобеспечения, периодические электронные научные издания для устойчивого развития (www.устойчивоеразвитие.рф; ww.sd-db.kz; www.lt-nur.uni-dubna.ru; www.lt-gis.ru; www.uni-mera.ru; www.yrazvitie.ru; www.rypravlenie.ru).

      Научная школа устойчивого развития дает возможность студентам получить профессиональные знания посредством прохождения практики в различных ее отделениях (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск и др.). При поддержке Совета по грантам при Президенте РФ, Совета Безопасности РФ, Российского фонда фундаментальных исследований, Российского гуманитарного научного фонда, РАЕН издан первый в мире учебник по проектированию и управлению устойчивым развитием; опубликовано 20 фундаментальных научных трудов, получившие признание в стране и за рубежом; разработан ряд инновационных проектов и технологий устойчивого развития.

      Научная школа устойчивого развития – кардинально отличается от других центров принципиально иным подходом к проблеме устойчивого развития, поскольку ее идеология основана на использовании методов, в основе которых лежат общие законы Природы, выраженные в универсальных пространственно-временных мерах. Тематика работ Научной школы охватывает теоретические и методологические исследования, а также прикладные разработки по технологии проектирования и управления устойчивым развитием в различных областях: политика, экономика, экология, образование, наука, технологии, социальная сфера и др. Выпускает специализированные периодические электронные научные и образовательные издания.

      В деятельности Научной школы можно выделить восемь основных направлений: воспитание и образование; научно-исследовательская деятельность; конструкторско-технологическая деятельность; экспертная деятельность; проектно-организаторская деятельность; инвестиционная деятельность; инновационно-предпринимательская деятельность; информационно-телекоммуникационная деятельность. Инновационные проекты Научной школы устойчивого развития поддержаны Российской академией наук, Инженерной академией; реализуются рядом компаний (Акварус, Алькор, Интеллект и др.).

      Президент России В.В.Путин определил приоритетной задачу формирования кадрового потенциала для высокотехнологичных и наукоемких производств будущего. Ясно, что без современной системы образования и подготовленных кадров (исследователей, конструкторов, организаторов), не создать инновационную экономику устойчивого развития. Вот почему подготовка высококвалифицированных кадров, способных вести серьезные научные изыскания, является одним из основных направлений работы профессорско-преподавательского состава кафедр и Научной школы Института системного анализа и управления Университета «Дубна».

      11. Практическое значение

      Полученные результаты могут иметь огромное практическое значение, так как дают возможность находить уникальные инженерные решения и проектировать инновационное развитие общества на законной основе, рассматривая устойчивость развития как проекцию общих законов природы в частные системы координат. Это особенно важно в сложных условиях современного мира.

      На прошедшем в 2012 году Мировом Саммите «РИО+20» убедительно продемонстрировано, что мировое сообщество мучительно ищет ответ на вопросы, на которые экспертное сообщество не дало прозрачного ответа. Однако известно «золотое правило»: «Ответ на вопрос, на который нет ответа, заключается в том, что этот вопрос должен быть поставлен иначе».

      В соответствии с методологией, которая используется в работах Научной школы устойчивого развития, поставить вопрос иначе – это перейти в другую систему координат, такую, где ответ существует. Для того чтобы выйти из тупика, нужно перейти в другую систему измерений – такую, где решение проблемы становится очевидным. Эта позиция является ведущей в наших работах.

      Полученные результаты впервые дают возможность проектировать устойчивое инновационное развитие на всех уровнях управления (глобальном, региональном, локальном) и в разных предметных областях на основе общих принципов–законов системы «Природа – Общество – Человек», выраженных в универсальных пространственно-временных величинах–мерах.

      В условиях глобализации, когда страны движутся к экономикам, основанным на знаниях, дальнейшее развитие и реализация этих работ принесет огромный социально-экономический эффект в общемировом масштабе, и требует признания ключевой роли образования и науки, как эффективного инструмента для модернизации общества, экономики и государства в целом.

      12. Заключение

      В XX – начале XXI вв. мировое сообщество столкнулось с колоссальными сдвигами в глобальном пространстве, крупными потрясениями и вызовами. Волны кризисных явлений (энергетический, экологический, экономический, демографический, культурный кризисы, другие многочисленные агрессивно-динамичные деструктивные процессы, характерные для современного способа жизнедеятельности) имеют всепланетный охват и отличаются особой остротой и категоричностью. Взаимно резонируясь, провоцируя друг друга и от этого многократно усиливаясь, они предопределяют перманентное пребывание человечества в проблемном пространстве, которое можно с полным основанием охарактеризовать как системный кризис, угрожающий деградацией жизни и ее социальных форм на нашей планете.

      К 2015 году Человечеству не удалось устранить ни одной из глобальных опасностей. Более того, за это же время, постоянно декларируя свою приверженность принципам устойчивого развития, оно обзавелось новыми рисками и вызовами, а ответ на поставленные вопросы остался подвешенным.

      Политическое признание концепции устойчивого развития состоялось при отсутствии общеобязательного научного решения проблемы. Но если нет научного решения проблемы, то принципиально не может быть и адекватного политического решения, даже если за него проголосует большинство глав правительств. Именно с такой ситуацией и столкнулось мировое сообщество, ощущая на себе последствия ранее принятых решений.

      Приняв базовый принцип устойчивого развития, государства обязались удовлетворять потребности как нынешнего, так и будущих поколений. Однако в одобренной мировым сообществом концепции устойчивого развития не была установлена явная связь с фундаментальными законами сохранения и развития в системе «Природа – Общество – Человек». Требуется общеобязательное научное обеспечение проблемы, согласованное с общеобязательными Законами Реального мира.

      Не столкнулось ли мировое сообщество с проблемой превращения невозможного в возможное?

      Находясь в рамках доминирующего мировоззрения замкнутых систем, невозможно разрешить нарастающие противоречия.

      Необходим переход к новому мировоззрению открытых систем и новой Цивилизации, способной воплощать идеи сохранения развития Жизни в продукт, который обладает свойствами:

      • •востребован каждым человеком;
      • •доступен каждому человеку;
      • •никто в мире не производит или производит с меньшим КПД.

      Еще В.И.Вернадский писал: «Мы переживаем не кризис, волнующий слабые души, а величайший перелом мысли Человечества, свершающийся лишь раз в тысячелетии. Стоя на этом переломе, охватывая взором раскрывающееся будущее, мы должны быть счастливы, что нам суждено это пережить и в создании такого будущего участвовать».

      Сегодня Человечество вступает в новую фазу научного развития, рождается «профессия» проектирования и управления устойчивым развитием. Мода на профессии может менять, однако это не отменяет необходимости фундаментального образования для обеспечения устойчивого инновационного развития.

      13. Список литературы

      1.Бернал Дж.Д. Наука в истории общества. – М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1956. –736 с.

      2.Большаков Б.Е. Система универсальных мер-законов в науке устойчивого развития. [Электронный ресурс]. // Устойчивое инновационное развитие: проектирование и управление. 2011. Т. 7. – №4 (13). – С. 6-37. – Режим доступа: http://www.rypravlenie.ru/?p=1080.

      3.Браун Г.Б. Теория размерности // Мир Бартини. – М.: Самообразование, 2009 –. С. 203-221.

      4.Вернадский В.И. Проблема времени в современной науке // Вернадский В.И. Собрание сочинений. Т. 10. / под. ред. Э.М. Галимова. – М.: Наука, 2013. – С. 237-257.

      5.Кузнецов П.Г. Универсальный язык для формального описания физических законов // Материалы научного семинара «Семиотика средств массовой коммуникации». Часть 2: лингво-семиотические исследования. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973. – С. 35.

      • 6.Gabriel Z., Bowling A. Quality of life from the perspecitives of older people // Ageing a society – Cambridge, 2004. – N24. – P. 675-691.
      • 7.Indicators of Sustainable Development: Guidelines and Methodologies. Third edition. – New York: United Nations, 2007. – 93 p.

      8.Ostrom E., Gardner R., Walker J. Rules, Games, and Common Pool Resources. – Ann Arbor: University of Michigan Press, 1994. – 392 p.

      9.Technologies for Education: Potentials, Parameters, and Prospects / Under the editorship of Wadi D. Haddad, Alexandra Draxler. – Washington, D.C.: AED, 2002. – 202 p.

      • 10.The official web-portal of International Scientific School of Sustainable Development named after P.G. Kuznetsov. – Режим доступа: http://устойчивоеразвитие.рф/.



      [1] Ноосферный LT-язык – это научный язык для создания системы специального научного и информационного обеспечения управления, включая: LT-информатику, виртуальную LT-машину, прорывные LT-технологии проектирования и моделирования нелинейных процессов в нормальных, кризисных и конфликтных ситуациях и другие продукты промышленности ноосферного устойчивого развития на глобальном, региональном и локальном уровнях.

      26.02.2016 02:18