image

      Требования времени к качеству образования

      Автор: Д.М.Мади, заместитель заведующего кафедры «Проектное управление устойчивым инновационным развитием, повышение квалификаций и академической мобильности» НУО «КазУИТС»
      Материал статьи:

      Проблема повышения качества образования требует интеграции науки, образования и технологии, интеграции вокруг идеи и развития и устойчивого развития.

      Ключевая задача управления устойчивым развитием – выделить проблемы и показать возможности их решения на основе синтеза естественнонаучных, технических и социальных знаний.

      Отсутствие таких дисциплин и навыков является причиной разрыва связей в понимании целостности социальных и природных процессов, лишает возможности согласовывать практическую деятельность в различных предметных областях с законами природы и общественного развития, следовательно, не позволяет осуществить обоснованное проектирование устойчивого развития предприятий, отраслей, регионов, страны.

      Люди, получившие такое образование, оказываются в ситуации, когда они не видят причины разорванности связей в системе «природа – общество – человек». Они не могут осуществить синтез разнообразных социальных и природных процессов в своем сознании в целостную социо-природную систему, не могут отличить научное знание от ненаучного, новое знание из старого, обязательное для всех от необязательного и поэтому не могут проектировать и управлять развитием в системе реального мира.

      Этот пробел в знаниях должно компенсировать образование для устойчивого развития как творческий процесс постижения и правильного применения в практической деятельности закона и исторических закономерностей развития Жизни на основе методов и технологий, которые обеспечивают хроноцелостный процесс сохранения жизнеспособности Человека в гармоничном взаимодействии с окружающей его средой.

      В соответствии с требованиями образования для устойчивого развития любому творческому процессу соответствуют три типа логики:

    • логика исследования (или логика мышления) – от «природы к идее»;
    • логика конструирования – от «идеи к природе»;
    • логика организатора – от «науки к практике».
    • Таким образом, требуется подготовка специалистов в области управления, владеющих логикой исследователя, логикой конструктора и логикой организатора, что должно найти отражение в учебных планах и программах дисциплин, в том числе:

      Формирование «Исследователя»

      В учебный план должны быть включены дисциплины, связанные с:

      1. Историей, методологией науки, знанием законов Природы и закономерностей развития социально-экономических и производственных систем;

      2. Методологическим обоснованием экспертизы проектов устойчивого инновационного развития и оценки новаций;

      3. Научным обеспечением управления;

      4. Развитием национальных интересов страны на мировой арене;

      Формирование «Конструктора»

      В учебный план должны быть включены дисциплины, связанные с:

      5. Навыками работы с профессиональными ИТ-системами;

      6. Тенденциями мирового технологического развития;

      7. Ростом производительности труда и качества жизни населения страны;

      8. Прорывными технологиями и технологиями будущего;

      Формирование «Организатора»

      9. Траектория учебного плана должна строиться на принципе от науки к практике;

      10. В учебный план должны быть включены дисциплины, связанные с практической работой студента в реальной социально-экономической среде;

      11. Изучение базовых дисциплин на иностранном языке;

      12. Выпускная работа должна быть связана с проектом, обоснование, разработка и реализация которого являются задачами выпускника.

      13.09.2016 23:09