image

      Проект содержательной реформы образования

      Автор: Е.П.Помыткин (Солнечный), педагог, писатель
      Материал статьи:

      <…> Мне уже без малого 80 лет и хочется, чтобы мои достижения в области образования, описанные в нескольких моих книгах по новой педагогике и психологии, использовались и после меня. А на все мои предложения, посылаемые в образовательные структуры, отвечали: «Реформы идут полным ходом». Но в том то и дело, что идут они по форме, а не по содержанию, в котором основное болевое место: взаимоотношения учителей и учеников, т.е. педагогическая этика. Впрочем, и менять то много не надо. Только переакцентировать по ценности некоторые цели. Возьмем для примера, оценку по важности для жизни таких понятий, как эрудиция и интеллект. Я помню, во время перестройки, в проекте школьной реформы был записан очень важный пункт: «Знания – это не цель обучения, а сопутствующий продукт. Это информация для максимального, эффективного достижения личных и общественно-полезных целей. Обучение должно лишь заложить основы самообучения и развития на всю жизнь». От себя добавлю: не только основы, но и навыки, и потребность к самосовершенствованию, по всем параметрам. И главное, навыки к труду и творчеству. А где они сейчас, эти благие намерения? Даже то, что было, уничтожено.

      Я в то время работал преподавателем морского дела в Межшкольном учебно-производственном комбинате. Воспользовавшись своим предпенсионным возрастом, а главное, тем, что чиновники от образования тогда «прижали уши», переживая за свои места, я смог провести такую реформу в своем профиле. Когда я провел анонимное анкетирование, то на вопрос: «Зачем вы ходите в школу?», большинство ответило: «Потусоваться и узнать что-нибудь интересное». Цели же учителей, почти что прямо противоположные: держать дисциплину и давать скучную информацию в рамках программы. Но дисциплина, держащаяся на страхе наказаний, сейчас не только не работает, но даже создает почву для свершения цветных революций. Любое насилие сжимает пружину, которая в любой момент может разжаться и смести все, на своем пути, включая, применяющего насилие. Примером может служить китайская культурная революция. Нужно воспитывать самодисциплину ответственности за свою жизнь. Поэтому я начал со сближения целей учеников и учителя, используя свое ноу-хау – «энергетическую психологию». Краткая суть ее заключается в следующем. Любое желание обладает (энергией) силой, а сила имеет вектор направления. Согласно параллелограмма сил, равнодействующая их возрастает по мере их сближения. При противоположном направлении, т.е. противостоянии сил, они уничтожаются. Другим важным постулатом этой науки является то, что страхи связывают ментальную энергию, и мозг, как биокомпбютер, начинает «глючить». Отпустив авторитарное давление и поставив учебный процесс на обоюдное доверие (а это и есть истинная любовь к детям, о которой постоянно лицемерно твердят учителя), я высвободил психическую энергию, направив ее в учебное русло. В результате, добился феноменальных успехов. Не используя новых достижений науки, наше образование и буксует.

      Второе мое ноу-хау – замена кредо авторитарной педагогики «должен», на «хочу», переходящий в непрерывный цикл самосовершенствования: «захочу-узнаю-сумею». У детей превалирует движущая энергия «эго», которая игнорируется авторитарной педагогикой. Их приучают учиться не для себя, а для родителей и учителей, т.е. для отметок. Поэтому я часто вел философские беседы, раскрывая им законы жизни, в частности, закон причинно-следственных связей, который нам дан в пословицах: «Что посеешь, то и пожнешь», «Как аукнется, так и откликнется». Они воспитывают способность: за все брать ответственность на себя. Ну и, конечно, говорил о цели и смысле жизни. Цель – постоянное совершенствование своего сознания, а смысл – счастье творчества, не только внешнего, но и внутреннего, т.е. изменения своего образа мыслей.

      Кроме того, я разработал критерии отметок, которые они выставляли сами. (Что интересно, большинство даже занижало их). Это сразу убрало противостояние между учениками и учителем, источник мнимой и явной несправедливости, улучшая доверие. Памятуя, что дети лучше учатся у тех учителей, которых уважают, я начал культивировать четыре типа доверия (уважения): 1. Доверие к учителю, которое завоевывается учительской этикой. 2. Доверие к предмету, за счет любви к предмету самого учителя. 3. Доверие к коллективу – достигается с помощью психологических тренингов на сдруживание и поездок на природу. 4. Доверие ученика к самому себе. Последнее – это белое пятно в авторитарной педагогике, поэтому она и воспитывает инфантилов: винтиков, а не личностей, потребителей, а не созидателей.

      В анонимных анкетах, на вопрос: «Что вам больше всего не нравится в школе?», Большинство отвечало: «Нас не уважают». Оскорбляют детей не только слова, но и недоверие. Учитель зачастую выискивает не знания, а их пробелы. Наказывают отметками не только за незнание, но и нестандартные (не по учебнику) ответы. Нелогичность образования переросла уже в анекдоты: «Марья Ивановна, вы говорите, что на ошибках учатся, а сами за них двойки ставите». И действительно, как можно учиться не ошибаясь? Поэтому я отменил пресловутый средний балл, выводя четвертные оценки по последним. А соревнования по вязанию узлов культивировал не друг с другом, которые порождают низменные чувства, а с самим собой, ставя личные рекорды, которые подкреплял отличными отметками, за их стремление к совершенствованию.

      Все свои методы я применял с одной, главной целью – развития творческой самостоятельности, способности брать ответственность за свою жизнь, за свое здоровье, счастье и успех на себя, а не перекладывать на родителей, медицину, государство и т.п. Только такой человек будет способен отождествлять себя с Родиной, и в нужный момент встанет на ее защиту так, как сибиряки защищали Москву. Я во время войны, жил в деревне Кировской области. Меня никто не заставлял работать, но никто и не препятствовал, и я возил сено на лошадях. Не было тогда ни света, ни радио. Я по газетам научился читать и сообщал старикам сводки с фронта. И не смотря на голод, я был счастлив и думаю, не только я, видя как женщины, работая в поле от зари до зари, не только на работу, но и с работы шли с песней. А все потому что они верили вождю, в обещанную победу. У них были цели и одна главная, стратегическая – построение светлого будущего. Поэтому в тогдашнем обществе превалировали романтики-созидатели, а не прагматики-потребители. Потребительское общество, как показывает история, нежизнеспособно, поскольку жизнь – движение и поддерживать ее способны только созидатели.

      Я не раз убеждался, что наиболее верное определение коммунизма – это «свободный труд, свободно собравшихся людей». Поэтому главное, на что я делал упор – это производительный, полезный труд. <…> Когда встречаю бывших учеников, они благодарят больше не за знания, а за науку жизни. Кстати, почти все были отличниками, и большинство поступило учиться в морские учебные заведения, т.е. все были романтиками. А главное, в глазах светилось счастье, исчезли прогулы, даже больные приходили на занятия и умоляли не отстранять.

      Идеологическая реформа образования

      После перестройки, государство утратило два главных рычага управления, без которых оно ослабло. Это идеология и контроль над СМИ. Кредо общечеловеческой идеологии старо, как мир: «Не навреди!» Поэтому она должна опираться на доброту и честность. Любое насилие, даже ментальное, это уже психический фашизм, который, при подходящих условиях, быстро переходит в кровавый. Но эту глобальную проблему одна школа без СМИ решить не сможет. <…>

      Конечно, чтобы учить детей интеллекту, нужны учителя, обладающие им. У слова образование, сам корень подсказывает, что «человек созидается по образу и подобию учителя». Другими словами, воспитание должно вестись примером, своим и жизненным. Давно уже известно (только не в школах, до которых научные открытия не доходят, а если и доходят, то не берутся на вооружение), что «на слух усваивается только 10% информации, на глаз – 50%, а на практике – 90%». А у нас до сих пор делается упор на словесное обучение, развивая левое полушарие мозга, в ущерб правому – образному. Надо дать заказ ученым, на создание деловых игр. Мне посчастливилось, будучи на курсах усовершенствования в Лиепае в конце перестройки, побывать на такой игре по подготовке будущих менеджеров. Условия игры заключались в следующем: Каждый из играющих стремится первым заработать миллион, внедряя какие-либо проекты на своем предприятии. Поэтому по началу все игнорируют затратные функции, скажем, строительство очистительных систем. И только когда ведущий объявляет, что все банкроты, потому что некому стало на них работать, т.к. реки отравлены, и население покинуло город, игра пошла по разумному руслу, с прицелом на будущее.

      Но самое важное для достижения успехов в воспитании и образовании кроется, конечно, во взаимоотношениях учителя с учениками. А для этого необходимо соблюдение педагогической этики.

      Педагогическая этика

      • 1.Самым важным во взаимоотношениях является доверие друг к другу. Поэтому не достигнув его, нет смысла приступать к обучению.
      • 2.Другим условием достижения успеха является совпадение целей. Единство целей учителя и ученика, рождает интерес – главный стимул учебы.
      • 3.Не путать цели и средства. Отметки и дисциплина – это средства. Цель – вырастить мыслящего гражданина, ответственного за свою страну и планету, считая ее не только общим домом, но и живым существом, а себя – его частью.
      • 4.Процесс обучения должен быть разнообразным и творческим, а для этого в системе образования необходима интеллектуальная свобода. Ограничения рождают ограниченность.
      • 5.Воспитателю необходимы такие качества, как внутренняя свобода и уверенность в себе. Только такой учитель может воспитать подобную себе личность.
      • 6.Очень важно для учителя такое качество, как готовность пойти на компромисс. Для этого нужно развивать в себе способность: поставить себя на чужое место, развивать чувство сопереживания, чувство меры и педагогического такта.
      • 7.Учитель, который кричит, не сосредоточен и неэффективен. Более того, это говорит о его неуверенности.
      • 8.Самое лучшее средство – доброта. Принуждение порождает безвольных приспособленцев, а не ответственных граждан.
      • 9.Мудрый учитель не строит свой авторитет по принципу: «Боится, значит уважает». Этот личный эгоизм сказывается на достижении основной цели: воспитание мужественного человека, способного противостоять трудностям жизни. Мудрый учитель, наоборот, поошряет чужой успех. Государственное сознание, а не эгоизм, должен быть средством воспитания и самосовершенствования.
      • 10.Только когда все остальные возможности исчерпаны, нужно действовать энергично и немедленно, но только по принципиально важным вопросам. Но не надо обольщаться победой. Бацилла насилия рождает нарыв бунта. На каждую силу, возникает ответная сила, «равная по величине и противоположная по направлению».
      • 11.Не бойтесь экспериментировать. Искренностью и справедливостью, прощаются все ошибки.

      Где же взять авторитетных педагогов?

      Вот это самый сложный вопрос. И если отложить его решение, то через десяток лет, решить его будет уже действительно невозможно. В большей степени он упирается в финансирование. Когда я предлагал увеличить зарплату учителям в разы, мне говорили, что они в большинстве своем не достойны этого. Не спорю. Но их быстро вытеснят достойные, когда возникнет конкурс.

      <…>

      Года четыре тому назад я побывал в вальдорфской школе Санкт-Петербурга. Они не зависят от ГУНО, у них свои программы и даже нет директора, управляет попечительский совет. Но процент поступления выпускников в ВУЗы у них выше, чем в обычных школах. От себя я добавил бы еще следующее. Такие предметы, как история, литература, география, биология, можно перевести на самостоятельное изучение, но только после того, как появятся учебники, которые бы читались с интересом, как детектив. Кроме того, разрешить работать в школе людям, не имеющим педагогического образования, но любящим детей, обладающих логическим и причинным мышлением, тех, для кого причина важнее следствия, содержание важнее формы, качество важнее количества, процесс важнее результата, и который уверен, что сознание первично. Таких людей мало, но если кинуть клич: «Алло, мы ищем таланты!», может, кого и найдем.

      Наше общество незаметно превращается в нежизнеспособное, потребительское, подменяя высокие общественные цели низменными, личными. Такое общество незаметно вползает в безнравственность. В связи с создавшимся катастрофическим, бездуховным состоянием народа, а именно с этих позиций надо сейчас подходить для решения насущных проблем, необходимо самое пристальное и приоритетное внимание уделить дошкольному воспитанию. Ибо именно в этом возрасте закладывается основное жизненное мировоззрение. И это самое важное звено нужно укрепить самыми лучшими кадрами, стимулируя их лучше профессоров. Чтобы все, даже няни, имели высшее психологическое образование.

      Реформа образования по содержанию, т.е. с прививкой психоментальной культуры, должна стать национальной идеей, и средства массовой информации обязаны запустить этот процесс, как начало гуманитарной идеологической революции. Другого пути искоренить алкоголизм и преступность и повысить нравственность нет. Это не должно стать очередной, скоротечной кампанией, а быть постоянной, государственной доктриной повышения духовности народа, записанной в конституции, как это было раньше, с целью построения коммунизма. Экономический кризис – это внешний показатель внутреннего духовного застоя общества. Ликвидировать его можно лишь мобилизовав народ на новые идеи. Такой идеей может стать всеобщее совершенствование сознания, как раньше было с ликвидацией безграмотности. Стремление к стабильности ведет к застою и коллапсу. Такова диалектика. Только так мы можем противостоять плану Даллеса (плану разложения нашей страны) – через молодежь. Кроме того, даже некоторые мудрые экономисты утверждают, что вложение средств в человека, в десятки раз выгоднее, по всем параметрам, чем вложение их в любое производство. Это уже для тех, кому важнее выгода.

      29.09.2016 11:30