image

      Восемь вопросов на всю жизнь. Заметки юного проектолога

      Автор: А.А.Головин, руководитель молодежного интеллектуального центра «Лаборатория мысли», магистрант кафедры устойчивого инновационного развития Государственного университета «Дубна»
      Материал статьи:

      Многие граждане, говоря о происходящем в их жизни и окружающем мире, задают извечно русские вопросы: «кто виноват?», «что делать?». Такая постановка вопросов дает ограниченный круг ответов, на основе которых достойную жизнь построить сложно. Вопросы «кто» и «что» затрагивают лишь субъект-объектную деятельность. Вопрос «КТО?» дает понимание субъекта деятельности, вопрос «ЧТО?» – объект применения усилий. Существует другие пары вопросов, которые позволяют дополнить постановку проблемы и найти выход из любой ситуации. Это такие пары, как «ЗАЧЕМ? – ПОЧЕМУ?», «КАК? – СКОЛЬКО?», «ГДЕ? – КОГДА?».

      Грамотный гражданин начинает с вопроса «ПОЧЕМУ?», определения причины происходящего, оценки ситуации. Причина тесно связана с постановкой проблемы, которую можно понимать как несоответствие между желаемым будущим и действительным настоящим. После установления проблемы человек ставит цель для ее решения (вопрос «ЗАЧЕМ?»). Цель – образ желаемого результата от ожидаемой деятельности. Цель имеет конкретный срок исполнения. Еще важнее осознавать, кто задает цель? Если цели задаются человеку извне, то деятельность носит нетворческий, исполнительный характер. Каждый из нас рано или поздно спрашивает: «Зачем я живу?». И одновременно каждый из нас знает, что в правильно поставленном вопросе содержится ответ. Анализ философских и другого рода источников главную цель человека, общества, человечества определяют как развитие самой жизни. Без цели нет развития, нет будущего. Тогда человек остается в текущем состоянии неопределенности или, наоборот, определенности (стабильности, которая ведет к стагнации).

      Если человек ясно понимает, зачем и почему он появился на свет, кто он и что должен делать, то дело остается за малым. Нужно определить ГДЕ (место) и КОГДА (временной промежуток) действовать. Наконец, описать и найти средства, инструменты, механизмы достижения цели позволяет ответ на вопрос «КАК?». А вопрос «СКОЛЬКО?» помогает оценить затраты, эффективность предпринятых действий. В социальном плане эффективность есть результативность, определяемая сравнением между начально поставленными целями и итогом достигнутого. Также эффективность может быть измерена как отношение полученного результата к затраченным средствам. Пространственно-временные характеристики являются базовыми в измерении результатов деятельности.

      Восемь вопросов (ЗАЧЕМ, ПОЧЕМУ, КТО, ЧТО, ГДЕ, КОГДА, КАК, СКОЛЬКО) были использованы генеральным конструктором Побиском Георгиевичем Кузнецовым при разработке системы «Спутник-Скалар». Только вопросы в данном виде справедливо могут и должны называться извечно русскими. Имея на вооружении такую методику, можно выполнять любые задачи: от организации простого мероприятия (поход в магазин) до управления организацией, проектами и крупными системами.

      Большинство сегодняшней информации затрагивает тематику ПРОШЛОГО и НАСТОЯЩЕГО, и лишь незначительная часть говорит о БУДУЩЕМ. Восемь вопросов – это простой способ проектирования новой реальности, преобразования действительности вокруг себя. Восемь вопросов – это помощник в твоей практической деятельности на все случаи жизни.

      Жизнь содержит в себе функции сохранения и развития. Сохранение обеспечивает стабильность, возможность преемственности, что очень важно при изучении уроков прошлого. Однако недостаточно для построения нового. Любая жизнь – это развитие. А развитие и есть формирование будущего.

      XXI век с его нарастающей информатизацией ставит вопрос обеспечения гармоничного будущего, где есть место самому виду homo sapiens, уживающегося с природой Земли. В настоящий момент времени человек стоит перед необходимостью перехода в состояние устойчивого развития собственной жизнью, семьи, организации, общества, человечества. Подобный переход возможен лишь при наличии научного мировоззрения, теории, технологий, которые обеспечат согласованное развитие в системе «природа-общество-человек». Восемь вопросов – лишь одна из методик. Стратегическая цель – формирование человека-творца, вооруженного знаниями, пониманием и умением делать. Такой работой занимается Международная научная школа устойчивого развития им. П.Г.Кузнецова.

      17.12.2016 15:57