image

      Анонс издания: Мировоззрение устойчивого развития

      Учебное пособие «Мировоззрение устойчивого развития»

      Авторы:
      • Доктор технических наук, профессор, Президент Государственного университета «Дубна», Президент РАЕН О.Л.Кузнецов
      • Доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой устойчивого инновационного развития Государственного университета «Дубна» Б.Е.Большаков
      Материал статьи:

      Цель учебного издания

      Цель, которую мы преследуем, заключается в том, чтобы целостно изложить научные основы мировоззрения устойчивого развития, объяснить философскую, математическую, естественнонаучную, социальную и гуманитарную суть мировоззрения устойчивого развития в максимально доступной и конструктивной форме.

      Мы хотим убедить читателя в том, что существует возможность не только адекватно объяснять окружающий нас социально-природный мир, но и целенаправленно его изменять, проектировать его развитие, не нарушая фундаментальных законов в системе «природа – общество – человек».

      Актуальность проблемы

      В настоящее время регионы мира сталкиваются с риском необратимого разрушения окружающей среды. Управление в социальных и экономических системах, не согласованное с возможностями природной среды, ее воспроизводственной способностью и законами природы, явилось причиной возникновения тенденций, влияния которых ни планета, ни ее население не смогут долго выдержать. Речь идет не об отдельных кризисах, а о едином системном кризисе глобальной системы «человек – общество – природная среда».

      За три последних десятилетия различными учреждениями ООН, выдвинут ряд новых концепций и программ глобального развития. Достигнуто понимание, что социальные и экономические проблемы невозможно рассматривать в отрыве от законов сохранения и изменения окружающей среды (биосферы) и, следовательно, получение научных знаний о развитии системы «общество – природная среда» является не просто актуальной задачей, но практической необходимостью.

      Вышло много работ, посвященных осмыслению проблемы. Многие из них представлены в списке литературы, помещенном в конце книги. Однако эти исследования не систематизированы, разрознены, не приведены в целостную теоретическую и методологическую систему. До сих пор крайне слабо исследован вопрос о взаимодействиях объективных законов природы и общества, что крайне негативно отражается на качестве управления социально-природными системами.

      Если законы природы сформулированы в аналитической форме и в терминах измеримых величин, то законы общественного развития определены лишь вербально с использованием неустойчивых мер. Не ясен механизм использования фундаментальных законов в общественной практике. Не согласована с общими законами природы система критериев сохранения и развития социально-природных систем.

      Естественно, что охватить в одном учебном пособии многообразие связей и развитие во всех разделах системы «природа – общество – человек» непосильно небольшой группе ученых. Но есть общие проблемы, коренные мировоззренческие и методологические вопросы, которые неизбежно затрагивают все предметные области. Задача учебного пособия – выделить проблемы и вопросы, показать их взаимные связи и возможности решения как творческий процесс синтеза разнообразных естественнонаучных и гуманитарных знаний. Этот процесс становится возможным только в том случае, если ясно, что измерять и как измерять при проектировании развития социально-природной системы.

      Мы специально обращаем на это внимание, потому что ни в одной дисциплине федерального уровня, используемой в качестве стандартов образования нашей страны, не рассматриваются понятия «мера», «измерение» в социально-природных системах. Отсутствие этих понятий в общих дисциплинах является причиной разрыва связей в понимании целостности социальных и природных процессов, лишает возможности согласовывать практическую деятельность в различных предметных областях с законами природы и общественного развития, а, следовательно, не позволяет осуществить обоснованное проектирование устойчивого развития предприятий, отраслей, регионов, страны.

      Люди, получившие такое образование, оказываются в ситуации, когда они не видят причины разрыва связей в системе «природа – общество – человек», не знают, что измерять, и не понимают, как измерять и соизмерять разнообразные социальные и природные процессы, а значит, не могут их соединить (осуществить синтез) в своем сознании в целостную социально-природную систему, не могут отличить научное знание от ненаучного, новое знание от старого, обязательное для всех от необязательного, и поэтому не могут проектировать устойчивое развитие в системе «природа – общество – человек». Впоследствии эти люди становятся руководителями разного ранга. И мы не удивляемся, почему очень часто реформы не дают необходимого эффекта. Ни один проект, какой бы сложности он не был, невозможно эффективно реализовать, не умея правильно измерять возможные последствия его реализации.

      Этот пробел в знаниях должно в определенной мере компенсировать предлагаемое учебное пособие.

      Общая характеристика структуры и содержания учебного пособия

      Книга состоит из введения, восьми глав, заключения, литературы и приложения.

      Введение обращено к читателю с объяснением «зачем» и «почему» мы подготовили учебное пособие, его цель, читательский адрес, актуальность, степень новизны, особенности авторской позиции по актуальным проблемам устойчивого развития. Приводятся методические указания для подготовки к началу занятий: излагается исходная позиция, дается список основных понятий, определяются ключевые вопросы, формируются задания, приводится рекомендуемая литература.

      Глава 1. Суть научного мировоззрения: знакомит с понятием «мировоззрение», показывается отношение между научным и интуитивным мировоззрением. Дается объяснение, при каких условиях выводы научного мировоззрения являются общеобязательными, для всех и каждого человека. Рассматривается вопрос: что такое знание и научное знание? Особое внимание уделяется требованию доказуемости, измеримости и проверяемости знания. Даются самые общие представления о логике проектирования устойчивого развития, о существовании универсальной основы и меры знания. Даются методические указания, включая: выводы, основные понятия, вопросы, задания, рекомендуемую литературу.

      Глава 2. Суть и устройство научного знания: рассматриваются важнейшие вопросы, помогающие понять, как из «моря» данных выудить знание. Как из знания выделить научное знание? Как установить связи между разнородными знаниями? Специально анализируются последствия разрыва связей между элементами знания. Устанавливаются причины разрыва связей между элементами знания. Даются методические указания к главе.

      Глава 3. Возникновение и проблемы становления понятия «устойчивое развитие»: рассматривается история возникновения понятия «устойчивое развитие». Анализируются начала процесса осознания глобального кризиса и поиска путей выхода из него. Показывается, что условием выхода из кризиса, его глобальной целью является устойчивое развитие на основе одобренного мировым сообществом принципа. Подробно разбирается вопрос: почему до сих пор нет устойчивого развития? Анализируется проблема неоднозначности трактовок многообразия понятия «устойчивое развитие». Ставится проблема определения меры (измерителя) устойчивого развития, проблема связи с законами реального мира, проблема проектирования и управления устойчивым развитием. Даются методические указания к главе.

      Глава 4. Устойчивое развитие как проблема синтеза научных знаний о системе «природа – общество – человек»: ясно и определенно объясняется, что, несмотря на единство мира, он разорван в сознании на «куски» «вавилонской башней профессиональных языков», что затрудняет понимание сути проблем в системе «природа – общество – человек». Подробно рассматривается проблемное поле системы. Показывается, что суть проблемы синтеза разнородных знаний – в несопоставимости мер, используемых в конкретных науках. Показываются истоки проблемы, и рассматривается мировое научное наследие. Даются методические указания к главе.

      Глава 5. Философская суть мировоззрения устойчивого развития. Объясняются две логики философии. Объясняется суть идеи «атомистики» и идеи развития. Показываются примеры, объясняющие соотношение понятий «хаос» и «порядок». Рассматривается процесс перехода от «Атомистики» к идее Развития. Показывается связь аксиом математики с диалектической логикой. Объясняется, в чем суть мира математики и мира действительной природы. Вводятся понятия: количество, качество, мера. Приводятся методические указания к главе.

      Глава 6. Математическая суть мировоззрения устойчивого развития. Почему человечество создало математику? Почему математика устроена аксиоматически? Почему знание математики не гарантирует умения ей пользоваться в конкретном проектировании систем? Какова ключевая идея, которая приблизила нас к современному уровню понимания математики? Все вопросы рассматриваются во взаимной связи с существом обсуждаемой проблемы, и даются ясные примеры, помогающие лучше понять суть дела. Даются методические указания.

      Глава 7. Естественнонаучная суть мировоззрения устойчивого развития. Объясняются ключевые вопросы, порождающие физическую суть проблемы так, как ее понимали выдающиеся представители школы русского космизма. Даются определения эмпирических обобщений В.И.Вернадского. Формулируется принцип устойчивой неравновесности Э.C.Бауэра как базовый принцип явлений жизни. Обсуждается вопрос о возможностях вывести явления жизни из второго закона термодинамики. Читатель подводится к понятию «мера» в физике на примерах спутниковых наблюдений взаимодействия Земли с космическими потоками, из которых следует, что Земля ведет себя как «идеальная машина». Даются методические указания.

      Глава 8. Гуманитарная суть мировоззрения устойчивого развития. В главе обсуждается один из ключевых вопросов: существует ли объективный закон исторического развития человечества? Показываются различные варианты решения этого вопроса. Рассматривается понятие «становление» как ключ к пониманию рождения нового. Обсуждается понятие «творчество» как акт сотворения будущего. Устойчивое развитие рассматривается как обобщающая идея образования. Дается определение проектологии устойчивого развития как логики проектирования изменений в системе «природа – общество – человек». Раскрывается отличительный признак специальности. Даются методические указания.

      В заключении делаются обобщающие выводы, суть которых в том, что мировоззрение устойчивого развития дает ответ на два принципиальных вопроса: зачем измерять и почему измерять? Рассматривать устойчивое развитие без ясного понимания этих вопросов принципиально недопустимо, так как лишает идею законных научных оснований. Приводится список литературных источников, необходимых для изучения учебного материала.

      В приложении дается глоссарий основных терминов и понятий науки устойчивого развития, предметный указатель, высказывания выдающихся мыслителей, ученых, общественных и государственных деятелей по проблеме устойчивого развития, сгруппированные по структуре пособия.

      По вопросам приобретения обращайтесь по тел.: 8(49621)6-61-09 и e-mail: bb@uni-dubna.ru

      17.03.2017 21:10