image

      ​Краткий обзор национальных стратегий и программ исследований Арктики циркумполярных государств

      Материал подготовлен Международной научной школой устойчивого развития им. П.Г.Кузнецова
      Материал статьи:


      Восемь государств окружают Северный Ледовитый океан: Россия, США, Канада, Исландия, Швеция, Норвегия, Финляндия, Дания. Три из них: Россия, США и Норвегия – претендуют на мировое лидерство в сфере арктической деятельности.

      В каком состоянии эта деятельность?

      Следует обратить внимание на ряд общих положений, характеризующих состояние арктической деятельности циркумполярных государств. Среди них:

      1. В течение последнего десятилетия арктическая деятельность стала самостоятельным направлением стратегического планирования и государственной политики. Получила нормативное и практическое оформление в рамках Арктического Совета (АС).

      2. Реализация геополитических интересов в Арктическом регионе (с использованием для этих целей научных исследований и инфраструктуры) является принципиальным положением национальных стратегий освоения Арктики.

      3. Стратегии США, Канады, Исландии, Швеции, Норвегии, Финляндии, Дании идентичны в части манифестации этих стран как арктических государств.

      4. Стратегии этих государств идентичны в части оценки глобального значения климатических изменений в регионе.

      5. Стратегии этих государств идентичны в оценке потенциальной роли сосредоточенных в нем ресурсов для мировой экономики.

      6. Стратегии этих государств идентичны в приверженности сотрудничеству в рамках АС.

      7. Стратегии этих государств идентичны в декларации устойчивого развития как глобальной цели развития Арктики.

      8. Стратегии этих государств идентичны по направлениям исследований, связанных с общими вызовами. К их числу относятся:

      - слабая научная изученность проблемы и особенно влияние космических процессов на эффективность решения проблемы;

      - низкая эффективность разработки и использования ресурсов;

      - низкая эффективность планирования и управления;

      - низкая транспортная доступность;

      - низкая эффективность внедрения научных разработок;

      - низкая эффективность международного сотрудничества по проблеме.

      Стратегия арктической деятельности циркумполярных государств зафиксирована в национальных программах. Ниже излагаются основные положения национальных программ и, прежде всего, приоритетные задачи.

      Национальные стратегии и программы исследований Арктики в циркумполярных государствах: приоритетные задачи

      Россия

      Национальный мега-проект Арктической зоны России

      Цель проекта развития Арктической зоны России до 2020 года – на основе инновационной модернизации экономики и устойчивого экономического роста обеспечить национальную безопасность в акватории и на суше макрорегиона, а также личную безопасность и защищенность проживающего здесь населения, укрепить роль и место Арктики в экономике РФ. Ее достижение обеспечивается решением нескольких стратегических задач.

      Первая инновационная задача состоит в обеспечении фундаментальных и прикладных научных исследований по накоплению знаний и созданию современных научных и геоинформационных основ управления арктическими территориями, а также надежного функционирования систем жизнеобеспечения и производственной деятельности в условиях Арктики. Резко актуализируется проблема разработки и внедрения новых технологий и видов техники, новых материалов для эффективного освоения месторождений полезных ископаемых и водных биологических ресурсов в морской акватории и на суше Арктики. Необходимо внедрить новые ресурсосберегающие (актуальные в первую очередь для трудовых ресурсов) технологии и технические решения в социальную сферу и коммунальный сектор Арктической зоны.

      Вторая задача предусматривает динамичный экономический рост и диверсификацию экономической деятельности в АЗРФ, осуществление 28 масштабных исследовательских (геолого-геофизических, гидрометеорологических, гидрографических и картографических) работ на арктическом шельфе, суше и архипелаге Шпицберген, создание системы комплексной безопасности для защиты населения от угроз чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, реализацию мероприятий по энергетической независимости изолированных сел и поселков Арктики.

      Третья институциональная и управленческая задача состоит в формировании нормативной правовой системы, обеспечивающей привлекательность арктических территорий для хозяйственной деятельности и проживания; внедрении инновационных партнерских форм управления в Арктике.

      Четвертая задача предусматривает улучшение человеческого капитала АЗРФ в результате модернизации целевых образовательных программ подготовки и переподготовки специалистов в системе высшего и среднего специального образования; обеспечения доступности и качества медицинского обслуживания всех групп населения, проживающих и работающих в Арктической зоне России; уточнения государственных социальных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в Арктической зоне России, в первую очередь, коренных малочисленных народов Севера.

      Пятая задача предусматривает вовлечение в товарный оборот ресурсной базы АЗРФ в интересах обеспечения потребностей страны и мировых рынков в углеводородных, водных биологических ресурсах, стратегическом минеральном сырье на основе устойчивого и рационального природопользования (принцип экосистемного менеджмента) и расширенного воспроизводства.

      Шестая инфраструктурная задача предусматривает меры по возрождению Северного морского пути и коммерциализацию вновь созданного транспортного коридора за счет государственной поддержки строительства судов ледокольного, аварийно-спасательного и вспомогательного флотов, реконструкции береговой инфраструктуры, навигационно-гидрографического и гидрометеорологического обеспечения, других объектов арктического сервиса; создания в Арктике объектов коммерческой инновационной инфраструктуры – интеллектуальных территорий, технопарков, бизнес-инкубаторов, центров трансфера технологий, технико-внедренческих зон, венчурных фондов и компаний.

      Атомный ледокол «Россия» – ледокол типа «Арктика», является четвертым в мире ледоколом с ядерной энергетической установкой

      Седьмая экологическая задача направлена на сохранение окружающей природной среды Арктики (обеспечение баланса между потребностью сохранить природную среду Арктики и использовать ее природные ресурсы) в интересах нынешних и будущих поколений в результате установления особых режимов неистощительного/устойчивого природопользования; расширения сети особо охраняемых природных территорий и акваторий; рекультивации трансформированных природных ландшафтов; утилизации токсичных промышленных отходов и других мероприятий.

      Восьмая задача направлена на повышение экономической отдачи от двустороннего и многостороннего международного сотрудничества России с другими полярными странами в результате совершенствования действующих норм и инициативной разработки новых международных договоров и соглашений.

      США

      В США общеполитическая стратегия и государственное регулирование исследований на Крайнем Севере развиваются как взаимосвязанные процессы на основе Закона о научных исследованиях и политике в Арктике 1984 г. (ARPA), который примечателен включением Берингова моря в границы макрорегиона.

      В конце января 2014 г. утвержден «План реализации арктической стратегии США». Государственным ведомствам предписываются мероприятия по картографированию территорий и акваторий, развитию исследований льдов и прогнозирования ледовой обстановки, созданию пилотной распределенной системы наблюдений за морскими биосистемами с передачей данных структуры МАНК, изучению экосистем Чукотского моря и моря Бофорта, исследованиям влияния изменений климата на экосистемы суши и процессы в атмосфере, совершенствованию моделей КУПЗ и регионального управления с учетом процессов в океане и на суше, обеспечению устойчивого развития территорий и поддержке благосостояния и здоровья населения, сохранению культурного наследия и многообразия на Севере.

      Задачи определенные ARPA: создание экономически оправданных технологий разработки ресурсов, защита окружающей среды и реагирование на изменения климата, выявление биологических механизмов адаптации человека в экстремальных условиях для последующего их использования в интересах обороны, преодоление отставания от России в сфере технологий освоения и жизни в Арктике, обоснование прав на часть континентального шельфа СЛО, а также преодоление фрагментарности, укрепление координации и обеспечение лидерства в области арктических исследований.

      Современная научная политика США в Арктике является продуктом многостороннего стратегического целеполагания, планирования и управления, цельность которых обеспечивается на основе взаимодействия следующих структур:

      1. департамент научной и технологической политики президентской администрации (OSTP), к полномочиям которого отнесено определение стратегии государственной политики и бюджетного обеспечения исследований Арктики;

      2. национальный совет по науке и технологиям (NSTC), возглавляемый президентом США, отвечает за определение тематических приоритетов арктических исследований и обеспечивает привлечение и концентрацию финансовых ресурсов, инвестиции в проекты со стороны федеральных ведомств и заинтересованных лиц;

      3. национальный научный фонд (NSF) – независимое правительственное учреждение, выполняющее функции отбора и оценки научных проектов, их финансирование из средств федерального бюджета на конкурсной основе;

      4. межведомственный комитет по политике исследований Арктики (IARPC), учрежден законом ARPA 1984 г. – подразделение NSTC (с 2010 г.) в составе руководителей 16 федеральных ведомств, возглавляемое директором NSF, осуществляющее координацию, мониторинг и оценку наблюдений и исследований, проводимых государственными научно-исследовательскими структурами, а также разработку пятилетних планов научной деятельности США в Арктике;

      5. комиссия по арктическим исследованиям США (USArc), назначаемая президентом США из числа представителей научного сообщества, бизнеса и штата Аляска, создана в 1985 г. в соответствии с законом ARPA для реализации 5 главных функций:

      - определение национальной политики, приоритетов и целей федеральных программ и планов изучения Арктики,

      - подготовка рекомендаций в данной сфере для президента и парламента,

      - содействие NSTC и NSF в реализации политики арктических исследований,

      - поддержка IARPC при разработке арктических проектов национального уровня и подготовке 5-летних планов,

      - взаимодействие с учреждениями циркумполярных стран и международными организациями;

      6. научно-исследовательские департаменты федеральных министерств и служб США, в том числе НАСА, Национальная администрация по наблюдениям океана и атмосферы, Геологическая служба и другие.

      Канада

      Канадская концепция 2010 г. выделяет ряд интегрированных стратегических приоритетов:

      - реализация суверенных прав на Севере, включая обоснование прав на часть шельфа Северного Ледовитого океана (СЛО),

      - социальное и экономическое развитие,

      - природосбережение при разработке ресурсов и защита природного наследия,

      - укрепление и распределение управления развитием приполярных территорий,

      - повышение качества жизни на Севере,

      - развитие и безопасность критических инфраструктур.

      До 2014 г. система арктических исследований Канады характеризовалась отсутствием специально ориентированной программы. Полномочия по интеграции научной деятельности в Арктике на государственном уровне закреплены за Канадской полярной комиссией, созданной в 1991 г. Комиссия осуществляет мониторинг результатов аналогичной деятельности в мире и обеспечение международного сотрудничества, выполняет роль ресурсного центра, а через Канадскую полярную информационную сеть осуществляется коммуникация между исследовательскими центрами и университетскими подразделениями. Ресурсная функция полярной комиссии выражается в возможностях формирования исследовательских партнерств, привлечения финансирования проектов и обеспечения доступа к исследовательской инфраструктуре в Арктике.

      В августе 2014 г. премьер-министр Канады С.Харпер объявил о запуске Канадским исследовательским советом национальной программы арктических исследований, в числе предпосылок которой отмечены потребности в разработке научно-обоснованных инструментов устойчивого развития региона, снижении негативных воздействий изменений климата, ответственной разработке ресурсов, создании рабочих мест и повышении благосостояния населения на Севере. Канадская «Арктическая научная программа» нацелена на исследования и разработки в сферах транспортной инфраструктуры и судоходства, морских технологий, качества жизни граждан и защиты среды обитания.

      В рамках программы должны быть разработаны и внедрены под эгидой Международной организации по стандартизации и Канадской ассоциации по стандартам специальные нормативы для строительства, промышленной деятельности и водоснабжения в Арктике.

      Исландия

      В январе 2011 г. правительство утвердило и опубликовало концепцию «Исландия 2020. Знание, устойчивость, благосостояние», провозгласившую, в числе прочего, курс на развитие страны как арктической нации на основе науки и инноваций. Собственно арктическая политика сформулирована в марте 2011 г. в положениях резолюции Альтинга, которая утверждает принципиальные направления:

      - взаимодействие в рамках АС,

      - укрепление позиций страны как приморского арктического государства,

      - развитие мореплавания и совершенствование методик КУПЗ,

      - решение вопроса об исключительной экономической зоне в Арктике,

      - безопасность и стабильность в макрорегионе, в том числе на основе международного морского права,

      - защита экосистем,

      - поддержка коренных народов.

      Аналогично Дании, задачи арктической стратегии Исландии в части исследований не выделены в обособленную программу, а интегрированы в правительственную концепцию 2014 г. «Политика в сфере науки и инноваций и План действий» на период до 2016 г.

      Общее руководство государственной деятельностью в сфере науки осуществляется профильным министерством через национальный Совет по науке и технологиям при правительстве под председательством премьер-министра Исландии и в составе министров, ведущих ученых и представителей бизнеса. Совет отвечает за определение основных направлений исследований и инноваций, а непосредственная реализация определяемой им политики, консолидация соответствующих ресурсов и их распределение в рамках научных проектов являются компетенцией Исландского центра исследований RANNÍS.

      Заключен ряд международных документов о научном сотрудничестве RANNÍS, в частности с Норвегией и Китаем.

      Швеция

      В число приоритетных направлений научного освоения Арктики включаются вопросы изменений климата, динамики льдов и экосистем суши и моря, здоровья, переноса загрязнителей. Прикладные аспекты исследований связываются с созданием научных основ устойчивого развития и управления территориями, защиты окружающей среды, сохранения культуры и среды обитания, разработкой специальных технологий судостроения, а также с внедрением образовательных программ для населения, жизнь которого основана на оленеводстве, ремеслах, рыболовстве, традиционных знаниях и зависит от биоразнообразия и сохранности экосистем.

      Тематическое планирование, координация и международное партнерство в сфере арктических исследований осуществляются в русле общей научной политики королевства Шведским секретариатом по полярным исследованиям (SFPS), учредителем которого выступает министерство высшего образования и науки. Данный орган также осуществляет целевое финансирование через подведомственные специализированные фонды, такие как Шведский научный фонд, Шведский фонд стратегических исследований, Шведский фонд стратегических экологических исследований и некоторые другие.

      Государственное программирование национальной научной деятельности и целевая концентрация финансирования являются действенными факторами успешной конкуренции и сотрудничества зарубежных стран в макрорегионе. Обращают на себя внимание также масштабы и способы межведомственного вовлечения и координации в рамках планирования и обеспечения научно-исследовательской деятельности, особенно в США, Норвегии и Канаде.

      При этом сопоставление нормативных, структурных и программных инструментов арктической деятельности государств АС, в том числе в сфере исследований, выявляет воспроизведение принципиальных элементов советского организационного опыта решения прорывных общенациональных задач.

      Норвегия

      Арктическая доктрина с 2009 г. фактически стала стратегией общенационального развития и международной деятельности на долгосрочную перспективу. Данным фактом объясняется комплексный и всеобъемлющий характер целей и направлений освоения и научных исследований Арктики, охватывающих вопросы экологии и защиты окружающей среды, геологии и картографирования шельфа, изменений климата, разработки полезных ископаемых, использования биоресурсов, развития критических инфраструктур и энергетики, космического мониторинга, экономики и транспорта, управления прибрежными зонами, местного самоуправления и культуры. Заявляется, что реализация амбициозных задач должна обеспечить мировое лидерство Норвегии в сфере арктических исследований.

      Основополагающие принципы норвежской стратегии предусматривают укрепление региональных и отраслевых центров науки и образования, их ориентацию на потребности промышленности и бизнеса в сфере инноваций, сетевое взаимодействие как средство концентрации ресурсов, междисциплинарный характер проектов, международное и российско-норвежское сотрудничество.

      Цели Норвегии в макрорегионе до 2030 г. включают обеспечение лидерства в разработке нефтегазовых ресурсов в арктических морях, в развитии инновационных отраслей промышленности и транспортной инфраструктуры на Севере, в интегрированном управлении прибрежными территориями и акваториями, в комплексном освоении биоресурсов. Отдельное внимание уделяется преодолению последствий переноса загрязнений со стороны России.

      Одним из факторов неоспоримой результативности норвежской научной политики в Арктике является высокоэффективная национальная система планирования и управления наукой, состоящая из трех уровней – государственного (уровень Стортинга и Правительства), стратегического и проектно-исполнительского. Проводником научной стратегии выступает подведомственный Министерству образования и науки Норвежский исследовательский совет (NFR) – ресурсный центр, аккумулирующий государственные, корпоративные и частные средства, и распределяющий их на конкурсной основе.

      Уточненная в 2011 г. «Стратегия исследований в Арктике и северных регионах до 2016 г.» ориентирована на достижение Норвегией статуса нации, лидирующей в сфере арктических исследований, и на превращение научно-исследовательского сектора в ведущий фактор динамичного социально-экономического развития страны.

      Стратегия содержит шесть приоритетов, в ряду которых:

      - содействие международному лидерству страны, в том числе через изучение арктической и российской геополитики;

      - экология и биоресурсы;

      - энергетика, нефтегазовые и минеральные ресурсы;

      - социальное развитие в Арктике и на Севере;

      - научное обеспечение промышленного роста;

      - повышение экономической эффективности науки.

      Финляндия

      Главными мотивами арктической стратегии республики являются потребность в реагировании на изменения климата, в интенсификации социально-экономического развития через применение отдельных преимуществ в ряде отраслей промышленности, энергетики, природопользования, науки и инноваций, ИКТ-сектора и образования, а также через использование членства в Евросоюзе, сочетающегося с особым опытом отношений и соседства с Россией.

      Равновеликой задачей является также создание основы научно-обоснованной («research-based») политики устойчивого развития коренных народов, а также защита среды обитания и сохранение культурного и природного наследия.

      Приоритетные проблемные блоки:

      - качество жизни: изменения в Арктике и человек, выживание человека и общества, условия жизни, культура и идентичность, положение коренного населения, отношения в системе «человек – природа»;

      - экономика и инфраструктура в Арктике: природные ресурсы, коммунальная инфраструктура, снижение загрязнений, традиционный образ жизни и туризм, устойчивая разработка природных ресурсов, оценка жизненных циклов воздействий загрязнителей и промышленных выбросов;

      - климат и окружающая среда: долговременная динамика экосистем, взаимодействие климата и экосистем, изменения в землепользовании, циклы углерода, устойчивое использование биоресурсов, экологическая безопасность;

      - трансграничная Арктическая политика: изучение в исторической ретроспективе, взаимодействие регионального, местного и государственного уровней политики, лучшие практики в сфере управления, демократия и равенство.

      - совместные проекты с Евросоюзом («Horizon 2020» и др.), а также российскими фондами РФФИ и РГНФ.

      Функции центральной платформы для определения перспективных тематических приоритетов арктических исследований Финляндии, апробации и экспертизы их результатов, а также координации международного научного сотрудничества являются прерогативой Финского комитета по арктическим и антарктическим исследованиям при Совете финских академий. В целом арктические исследования в Финляндии осуществляется рядом институтов отраслевых ведомств.

      Дания

      Цели арктической стратегии Дании, опубликованной в 2011 г., определяются наличием в составе страны Гренландской автономии и Фарерских островов.

      Датская стратегия позиционирует арктические исследования как стимул для развития всего датского общества и экономики на период до 2020 г., поэтому в число задач научной деятельности в Арктике включаются интересы в сферах разграничения арктического шельфа, морского права, безопасности мореплавания и устойчивой внешней торговли, разработки ресурсов, сохранения среды обитания и биоразнообразия, контроля распространения и накопления загрязнителей, строительства в сложных гео- и климатических условиях, комплексного управления прибрежными зонами (КУПЗ), здоровья и социального благополучия населения.

      Одной из задач исследовательской политики также является обеспечение «самоустойчивого роста» («self-sustainable growth») Гренландии путем укрепления экономики, энергетики, инфраструктуры и социальной сферы острова через внедрение результатов научных исследований и поддержку местных кадров. Планируется, что к 2020 г. 2/3 выпускников школ Гренландии буду продолжать обучение и получать квалификацию по специальностям, актуализированным в стратегии.

      Тематика и приоритетные направления арктических исследований Дании интегрированы в национальную программу развития науки и инновационного потенциала «Наука 2020 – Стратегические горизонты исследований», реализуемую с 2012 г.

      Подавляющая часть арктических исследований, выполняемых в Дании, приходится на университеты Копенгагена и Орхюса, а также национальные Геологическую службу и Метеорологический институт.


      27.03.2017 19:40